Оксана Иванова
Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников»
В младшем дошкольном возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Воспитанники начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного поведения. Помочь детям в этом – основная обязанность родителей и педагогов и взрослых, которые окружают малышей и которым дети доверяют. Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор.
Публикация «Консультация для родителей „Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы.
Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки и т. д.
Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить – регулярное использование потешек в повседневной жизни дошкольника не только радует детей, но и создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни. Дети любят потешки! И это не просто слова.
Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит малыш, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, ребенок эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращённые к нему.
Подрастая, дети легко запоминают часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет младшим дошкольникам быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.
Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат воспитанников познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Одна из движущих сил развития малыша– сила примера. Потешки стимулируют младших дошкольников подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой.
Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при готовности малыша воспринимать их, при отсутствии признаков утомления. Младшие дошкольники не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, вследствие чего, ребёнок даёт нам это понять доступным ему способом – плачем, криком, капризами.
Отличительная особенность детей младшего дошкольного возраста – внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками – это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое предмет или объект. «Ой! Кто это?» (Игровая ситуация предназначена для отвлечения ребёнка от каприза. Следует эмоционально воскликнуть «Ой! Кто это?», направляя внимание ребёнка в другое русло, после чего поддерживать внимание ребёнка, завлекая рассказом о предмете рассматривания: «Смотри, какая маленькая, разноцветная, красивая птичка! Она так интересно прыгает, общается с другими птичками? Послушай, как она красиво чирикает? Тебе нравится птичка?»). Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное, сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят кушать полезную для них еду. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же помогут потешки. Некоторые дети не любят умываться, некоторые при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать потешки. Если ваш малыш не любит одеваться на улице, можно также использовать потешки для одевания на прогулку.
Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:
1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям - приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.
2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети.
3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз. Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки : рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.
4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).
В результате общения ребенка с фольклорными произведениями детям передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру