Оксана Смолина
Консультация для родителей «Родительская помощь в развитии восприятия у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель МАОУ СОШ № 58 города Тюмени (корпус № 2, дошкольное отделение)
Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.
Значение восприятия
Публикация «Консультация для родителей „Родительская помощь в развитии восприятия у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти.
Познание мира ребенком начинается с восприятия
То есть, восприятие – это отношение человека к той информации, которая поступает к нему через органы чувств. Вот почему все люди живут в одном и том же мире, только их отношение к нему отличается.
Редко кто понимает, что восприятие еще и развивать нужно. Чувствительность дана нам природой в безвозмездное пользование, и никто особо об этом не задумывается, принимая как должное.
На деле же оказывается, что восприятие – очень важная штука. Многие выросли, привыкнув просто не замечать (не воспринимать) многих вещей. Так мимо человека может пройти незамеченной значительная часть реальности.
Особенности развития восприятия у детей 3-4 лет
• Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
• Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.
• Отсутствие четкости восприятия. Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.
• В 3-4 года ребенок должен знать:
• Основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
• Владеть понятиями величины: большой – маленький – средний.
• Уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме.
Именно родители способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.
Конечно, помочь развить восприятие помогут игры с Вашими детьми дома. Они очень простые, но играя с малышом хотя несколько минут в день, по возможности, вы поможете развить у него восприятие.
Предлагаю вам несколько игр на развитие восприятия цвета, величины, формы.
Игры на развитие цветового восприятия и восприятия величины и формы
• Догони шарик. Надуть 6-8 разноцветных шаров и привязать к каждому нить соответствующего цвета. Потом разбросать шары по комнате и догонять. И дать малышу задание: поймать за нитку, скажем, красный шар. Так он со временем выучит цвета и усвоит, что абсолютно разные по форме предметы могут быть одного цвета (нитка и шарик);
• Сложи цветную пирамидку. Игра на восприятие цвета и величины предметов. Выкладывая пирамидку, ребенок старается самостоятельно называть цвет колечек и анализировать колечки по величине;
• Смешать несколько комплектов пуговиц и предложить ребенку рассортировать их: сначала выбрать самые большие, потом самые маленькие, разложить по цветам, найти те, у которых две дырочки и те, у которых 4 (проводится по контролем родителя);
• Прикрепить прищепки к вырезанному из картона кругу, чтобы получилось «солнышко». Предложите малышу снять все прищепки, а потом прикрепить обратно. Если они у вас разных цветов, то можно попросить ребенка чередовать разные цвета или выкладывать их по очереди.
• Просим прикрепить прищепки сначала к кругу, потом к треугольнику, квадрату, прямоугольнику, овалу. Ребенок прицепляет прищепки, называя геометрическую фигуру.
• Играя в машинки (мальчики, девочки в кукол, спросите, какого цвета машинка, какого цвета платье и т. д. На какую фигуру похоже колесо, кузов, колес у машинки одно или много.
Можно поиграть дома с ребенком в дидактические игры на развитие восприятия цвета, формы и величины предметов, например:
домино с геометрическими фигурами, лото на закрепление понятий цвета и др.
Конечно, если полученные в детском саду знания не закреплять дома, то положительного результата придется ждать долго, поэтому я прошу Вас уделить несколько минуток в день на игры по развитию восприятия.
Помогите своим детям быть успешными!