Марина Гацко.
Консультация для родителей «Рисование -естественная и органическая потребность ребёнка, как и игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям очень важно знать, что и как может рисовать ребенок дошкольного возраста, чтобы рисовать ему было интересно, чтобы рисование содействовало его общему и художественному развитию.
Маленькие рисовальщики рисуют по представлению, по наблюдению, по памяти и с натуры. Дети также легко придумывают и составляют яркие и забавные узоры для украшения разных вещей.
Публикация «Консультация для родителей „Рисование -естественная и органическая потребность ребёнка, как и игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Все эти виды рисования имеют свое значение и смысл. Рисовать с натуры - это значит рисовать предмет или предметы, которые находятся непосредственно перед рисующим. Рисуя он может все время рассматривать эти предметы, сравнивать их со своим рисунком, уточнять его. Такое рисование развивает способность целенаправленно рассматривать рисуемый предмет, анализировать его строение, форму, окраску, устанавливать его сходство и различие с другими предметами. Рисование с натуры воспитывает способность более тонкого и точного различения характерных особенностей в окружающих предметах. Здесь очень большое значение имеет, что рисовать, подбор моделей. В этом ребенку тоже должны помочь взрослые. Листья разной формы и окраски, ветки, цветы, плоды, овощи, раковины, красивые перышки, насекомые - все это незаменимые модели для рисования с натуры. Всматриваясь в форму и окраску таких моделей ребенок начинает живее и глубже воспринимать разнообразие и богатство форм и цветов в природе.
Чтобы ребенку легче было воспринять и передать особенности формы и цвета рисуемой модели, лучше предлагать ему не одну, а две модели одного и того же вида. Сравнение их между собой поможет ребенку лучше воспринимать их характерную форму.
Рисование по наблюдению, по памяти - это рисование предметов, которых нет перед рисующим, но которые он видел, наблюдал. Рисунок памяти требует воспроизведение различных объектов (деревьев, людей, животных, машин, зданий). Рисование по памяти развивает зрительную память, образные представления. Здесь большую роль играет расстановка предметов в рисунке - построение композиций.
Ребенок замечает, что дальние предметы кажутся нам меньше и располагаются на бумаге выше, чем те предметы, которые к нам ближе, что ближние предметы частично закрывают те, что находятся от нас дальше.
Рисование по представлению, по воображению - это тоже рисование на темы, но содержанием рисования являются по большей части литературные образы и сюжеты, прочитанные или услышанные сказки, рассказы о животных. Сказки дают большой простор творческому воображению детей. Надо помочь ребенку выбрать для изображения интересную и доступную для передачи в рисунке сценку из сказки. Надо помочь ребенку представить, каков был герой по моральным качествам - добрый или злой, смешной или страшный, храбрый или трусливый, хороший или плохой.
Четвертый вид рисования - декоративное рисование. Дети любят яркие узорные украшения на предметах обихода и сами охотно создают красочные, затейливые узоры. Можно, например, предложить ребенку сделать узор для в книгу или узор для коврика, для расписной тарелки.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но нельзя и относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству. Нельзя даже шутя высмеивать результаты этого творчества, отмечая неправдоподобность и наивность графических образов ребенка. В своем рисунке, даже самом наивном и беспомощном, ребенок воспроизводит свои представления, свои знания о предметах, явлениях и событиях, свои наблюдения за окружающим.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков - наблюдателя и мечтателя. Для творчества первых характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для вторых - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полеты и сказочные сценки.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это не так. Предоставленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших к ним образцов или начинают повторять себя, что ведет к штампу. Каким же образом и как могут помочь рисующему ребенку родители, которые в большинстве случаев сами абсолютно не подготовлены к рисованию.
Во первых, необходимо приобрести хороший материал для рисования : цветные карандаши, акварель, пастель, восковые мелки, гуашь, кисти трех размеров. Надо показать ребенку, как очинить карандаш для рисования, как его держать, как обращаться с кисточкой, как разводить, набирать и смешивать краски. Родители могут подсказать ребенку сюжеты из окружающей действительности, из событий его жизни. Большую помощь родители могут оказать ребенку, помогая ему уточнить свои представления путем целенаправленного наблюдения тех предметов действительности, которые ему надо изобразить в связи с задуманной им темой рисунка. Дети, особенно мальчики, очень интересуются машинами - поезд, грузовик, легковой автомобиль, троллейбус, подъемный кран часто встречаются в рисунках детей. Эти машины можно показать маленькому рисовальщику, специально объяснив, чем одна машина отличается от другой, как она устроена, из каких частей состоит. При рисовании на темы Бремен года можно ему можно помочь рассмотреть деревья, их различия и конструкцию, полезно указать на характерные особенности отдельных зданий и т. д.
Дети в этом отношении очень восприимчивы, и влияние таких наблюдений отчетливо проявляется в их рисунке. Изображение дерева становится более правдоподобным. Вместо пресловутого домика в одно окошко, с высокой крышей и большой трубой, появляются двух и трехэтажные дома с большими городскими подъездами, плоскими крышами, нарядными витринами магазинов. Прогулка в лес. в парк, в зоосад может помочь им уточнить свои представления о птицах и животных, очень распространенных героях сказок. Обратите внимание ребенка, какие разнообразные ограды можно встретить в городе, красивые ограды с узорными решетками - и рисунок ребенка изменится.
Такие задания, которые ребенок может выполнить на цветной бумаге плотными яркими красками (гуашь) прямо кистью, обычно очень увлекают детей.
Рисование обогащает и углубляет познания ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, развивает вкус, чувство цвета, формы. Все эти виды рисования занимают разное место у детей различного возраста. Маленькие с удовольствием рисуют по представлению, более старшие тяготеют к рисованию то наблюдению и с натуры.
В процессе рисования ребенка следует знакомить с такими понятиями, как прямоугольные и округлые предметы, линии вертикальные и горизонтальные, надо знакомить его с названиями цветов, чтобы ребенок умел различать и правильно называть их, чтобы знал некоторые их свойства, отличал бы основные цвета от составных.