Светлана Першан
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители!
Давайте подумаем, большое ли внимание уделяем мы развитию речи ребенка? Да и нужно ли это? Больше нас начинает волновать этот вопрос, тогда когда ребенку исполняется 2-3 года. До этого времени, мы, как правило, ловим каждое его слово, показываем, как правильно произносить тот или иной звук. Но вот ребенок заговорил и мы успокаиваемся, считая, что все в порядке и в дальнейшем все пойдет само по себе. Но тут возникает вопрос: почему, же наша речь, речь взрослых людей, так различна, если все дети могут сами овладеть родным языком? Почему одни люди могут с трудом выразить свои мысли, пересказать прочитанную книгу, увиденный фильм, правильно понять и поддержать начатый разговор, а для других каждое слово имеет свою огромную ценность, и мы слушаем таких людей или читаем их книги затаив дыхание? Поэтому, даже когда ребенок научился разговаривать, нельзя надеяться, что он дальше сам овладеет всем речевым богатством. Необходима постоянная специальная работа по развитию речи, для того чтобы Ваш малыш мог оценить и использовать всю сокровищницу родного языка.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Первые слова. Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка – это период от 1,5 до 3 лет. Психологи знают, что дети, по каким-либо причинам не получившие в этом возрасте должного речевого развития, затем с огромными трудностями наверстывают упущенное, долго отстают от сверстников не только по развитию речи, но и по развитию мышления, эмоций и чувств. Поэтому особая задача родителей – постоянно обращать внимание на речевое развитие ребенка начиная с самого раннего возраста.
Одной из важнейших функций речи является функция общения, и зарождается речь ребенка именно в общении со взрослым. На 1-м году жизни ребенка ведущая деятельность – это его эмоциональное общение со взрослым, где появляются элементарные попытки ребенка взаимодействовать с помощью речи. Это очень важный момент в развитии речи ребенка. Малыш весь направлен на взрослого, стремится подражать ему и в улыбке, и в движениях, и в произнесении первых звуков. И это необходимо использовать, с самого начала организуя воздействие на развитие речи ребенка. Получается, что связь между речью и подражанием далеко не прямая и не простая. Подражание – необходимое условие овладения речью. Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, Вам нужно не только заботиться о правильном произношении слов малышом, но и прежде всего, стремиться к тому, чтобы ребенок, активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выражал свои впечатления посредством речи. В этом возрасте очень важно разговаривать с малышом в самых различных ситуациях, но не просто разговаривать, лепетать с ним, а давать очень четкие названия предметов: «Где ручки? Дай ручку. На ручку наденем варежки. Где ножка? На ножки наденем ботиночки. Вот ботиночки и т. д.
Безусловно, раньше всего у ребенка формируется пассивная речь, т. е. умение понимать слова взрослого. Чем больше запас слов пассивной речи, тем больше у ребенка возможностей для самостоятельного использования слов. Те слова, которые малыш сначала только понимал, при определенных условиях он будет скоро произносить сам. Поэтому, важно не только обращать внимание на активную речь ребенка, т. е. на то, сколько слов и какие он произносит, но и на то чтобы он понимал как можно больше слов взрослого.
Беседа с другом. На 2-м и 3-м году жизни ребенок может уже общаться со взрослыми с помощью речи. Он называет предметы, выражает свое отношение к ним, высказывает определенные просьбы. Однако до 3 лет речь ребенка часто бывает понятна только тем взрослым, которые постоянно с ним находятся. Это происходит потому, что речь малыша носит ситуативный характер. Ситуативная речь используется в процессе непосредственного общения и становится понятна именно в процессе такого общения. Связано это с тем, что в ситуативной речи большую роль играют указательные жесты, мимика, междометия, эмоциональные восклицания и т. п. Однако эта речь может оказаться развитой на очень низком уровне. Дети могут понимать очень много обращенных к ним слов, но активно использовать 10 -15 самых необходимых. В остальном ситуация общения достраивается ими с помощью мимики, жестов и т. п. Такие «молчальники» могут отставать от своих сверстников не только в речевом, но и в умственном и эмоциональном развитии. Часто это бывает связано не с индивидуальными особенностями ребенка, а с условиями его воспитания. От ребенка, которому достаточно произнести магическое слово «ДАЙ» и указать пальцем на желанный предмет, чтобы взрослые немедленно выполнили его просьбу, можно ждать задержек в речевом развитии. Конечно, если мы говорим о малыше 9-10 месяцев, то следует поощрить его речевую инициативу и выполнить его просьбу, но если идет речь о ребенке 2 лет, то вам взрослым необходимо задуматься.
Развитие речи ребенка в любой период его жизни будет идти интенсивно только в том случае, если мы, взрослые, создадим такие условия для ребенка, которые и будут стимулировать это развитие. Наиболее распространенный прием – искусственное непонимание ребенка взрослым. Конечно, когда вы знаете своего ребенка, находитесь с ним в одной ситуации общения, Вы легко понимаете, что его в данный момент интересует, какую игрушку он хочет получить, какие действий ждет от Вас. Но не спешите проявить свою понятливость, побудьте немножко «бестолковой». Если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на Вас и Вы хорошо понимаете, что ему нужно в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Возмущенный Вашей непонятливостью, малыш может попробовать сам назвать нужный предмет.
В подобных случаях мы пользуемся так называемой контекстной речью. Контекстная речь – это более высокий уровень овладения речевой деятельностью, так как говорящему необходимо четко представить себе последовательность событий, о которых пойдет речь, суметь найти нужные формы для выражения и этой последовательности, и своего отношения к событию. Контекстную речь можно развивать, начиная уже с 2 -3 летнего возраста. Происходит такое развитие, прежде всего в процессе пересказа детьми литературных произведений, рассказа по картинке.
Подводя итог нашего разговора, я прошу Вас тщательно организовывать и планировать все свои действия. Разговаривать со своим малышом в самых различных ситуациях, стремиться к тому, чтобы ребенок, активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выражал свои впечатления посредством речи.