Приложение МААМ

Консультация для родителей. Речевая готовность к школе

Оксана Колесник
Консультация для родителей. Речевая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для успешного усвоения школьной программы, а именно сформированность:

звукопроизносительной стороны речи;

фонематического слуха и восприятия;

лексического запаса;

грамматического строя;

связной речи в целом.

Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно.

1. Звукопроизносительная сторона речи.

Публикация «Консультация для родителей, Речевая готовность к школе» размещена в разделах

Ребенку необходимо владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т. д.). Детям с нормой звукопроизношения рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения.

2. Сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.

Фонематический слух – это способность слышать и различать звуки родного языка. Необходимые знаниями и умениями:1) Определять наличие звука в слове. Предложите ему вспомнить названия видов транспорта,которые начинаются со звука [Т (трамвай, такси, троллейбус)которые содержат звук [К] (корабль, грузовик, катер, такси)которые содержат звук [С] (автобус, троллейбус).2) Устанавливать последовательность звуков в слове. Полезны следующие упражнения:Собери, разбери слово: М, А, К – МАК; Д, О, М - ДОМ3) Находить место звука в слове (начало, середина, конец).

4) Различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко, согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду). Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).Потом определять и давать характеристику звукам (твердые, мягкие, звонкие и глухие).Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов. Например. Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».

3. Достаточный лексический запассоставляет не менее 3500 слов, в нем должны быть все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок объясняет значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т. д.). Будущий первоклассник владеет обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, профессии, электроприборы, рыбы, насекомые и т. д. и соответственно называет слова входящие в данные лексические темы. В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. В связи с этим в процессе дошкольного детства необходимо вести активную работу по накоплению, обогащению, расширению словарного запаса.

4. Грамматический строй речи. О сформированности свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений:

умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;

умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;

умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;

умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;

составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;

составлять схемы предложений.

В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «желтый ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «она пришел» и т. д.). С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям могут быть рекомендованы следующие методические пособия: Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т. А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений».

5. Достаточно развитая связная речь

Это умение составлять:

пересказы сказок, рассказов;

описательные рассказы о предметах, явлениях природы;

рассказы по серии сюжетных картинок;

рассказы из личного опыта;

творческие рассказы.

Ребенку к первому классу необходимо уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий. Развитая связная речь – залог успешного обучения в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история. С целью профилактики и развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие методические пособие: Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей).

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей. Речевая готовность к школе
Опубликовано: 1 марта 2021 в 09:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей. Речевая готовность к школе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Колесник (УИ 1850905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД