Оксана Колесник
Консультация для родителей. Речевая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для успешного усвоения школьной программы, а именно сформированность:
звукопроизносительной стороны речи;
фонематического слуха и восприятия;
лексического запаса;
грамматического строя;
связной речи в целом.
Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно.
1. Звукопроизносительная сторона речи.
Публикация «Консультация для родителей, Речевая готовность к школе» размещена в разделах
Ребенку необходимо владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т. д.). Детям с нормой звукопроизношения рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения.
2. Сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.
Фонематический слух – это способность слышать и различать звуки родного языка. Необходимые знаниями и умениями:1) Определять наличие звука в слове. Предложите ему вспомнить названия видов транспорта,которые начинаются со звука [Т (трамвай, такси, троллейбус)которые содержат звук [К] (корабль, грузовик, катер, такси)которые содержат звук [С] (автобус, троллейбус).2) Устанавливать последовательность звуков в слове. Полезны следующие упражнения:Собери, разбери слово: М, А, К – МАК; Д, О, М - ДОМ3) Находить место звука в слове (начало, середина, конец).
4) Различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко, согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду). Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).Потом определять и давать характеристику звукам (твердые, мягкие, звонкие и глухие).Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов. Например. Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».
3. Достаточный лексический запассоставляет не менее 3500 слов, в нем должны быть все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок объясняет значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т. д.). Будущий первоклассник владеет обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, профессии, электроприборы, рыбы, насекомые и т. д. и соответственно называет слова входящие в данные лексические темы. В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. В связи с этим в процессе дошкольного детства необходимо вести активную работу по накоплению, обогащению, расширению словарного запаса.
4. Грамматический строй речи. О сформированности свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений:
умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;
умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;
умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;
умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;
составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;
составлять схемы предложений.
В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «желтый ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «она пришел» и т. д.). С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям могут быть рекомендованы следующие методические пособия: Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т. А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений».
5. Достаточно развитая связная речь
Это умение составлять:
пересказы сказок, рассказов;
описательные рассказы о предметах, явлениях природы;
рассказы по серии сюжетных картинок;
рассказы из личного опыта;
творческие рассказы.
Ребенку к первому классу необходимо уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий. Развитая связная речь – залог успешного обучения в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история. С целью профилактики и развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие методические пособие: Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей).