Елена Маркелова
Консультация для родителей «Речь ребенка в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Речь ребенка в наших руках»
Этап деятельности Содержание деятельности
1. Вводная часть
Добрый день, меня зовут Елена Сергеевна – учитель логопед. Сегодня я проведу консультацию «Речь ребенка в наших руках». И начнем мы с того ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РЕЧЬ И ЗАЧЕМ ОНА НАМ НУЖНА?
Что вы понимаете под словом РЕЧЬ?
Публикация «Консультация для родителей „Речь ребенка в наших руках“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
• Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь бывает двух видов письменная и устная. Сегодня мы с вами будем говорить об устной речи, так как задача педагогов и родителей в период дошкольного возраста развивать и обогащать устную речь наших детей.
• А зачем она нам нужна? (подсказку можно увидеть в определениях понятия РЕЧЬ)
А что будет если у ребенка не будет сформирована речь до школы?
Речь как способ коммуникации очень важна, но для обучения в школе еще важна и письменная речь, следовательно, если устная речь ребенка будет сформирована на недостаточном уровне, то в процессе обучения в школе у ребенка могут возникнуть трудности разного характера, такие как: неправильное употребление букв в слове, пропуски букв, замена букв и другие.
2. Основная часть
Если возникают проблемы с речью, что делать?
На какие моменты нужно обратить внимание, мы как раз об этом сегодня поговорим.
В каждом возрастном периоде есть нормы развития речи. мы с вами рассмотрим возрастные нормы для детей 4-5 лет.
- ребенок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
-кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
- дети могут достаточно полно описать игрушку, предмет, картинку;
- большинство звуков произносится четко и правильно, хотя может быть еще не освоена артикуляция Л и Р;
- ребенок в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шепотом;
- темп высказывания средний, без замедления и чрезмерной торопливости;
- при чтении стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.
Считается, что к пяти годам речь должна быть полностью сформированной. Если вы видите, что у ребенка возникают проблемы с каким-то из показателей, то действовать нужно без промедлений – обратиться к специалисту, если нет такой возможности, то самостоятельно вести коррекционную работу. Самое важное это понять над чем нужно работать.
Речевая система состоит из нескольких компонентов. Как вы думаете, что же это за компоненты?
Если у ребенка нарушена работа хотя бы одного речевого компонента, то мы уже не можем сказать о том, что его речевая деятельность сформирована.
Сейчас я вам хочу показать упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях.
• И начнем мы с пальчиковых гимнастик.
О том, что развитие мелкой моторики положительно воздействует на речевое развитие детей известно уже очень давно. В логопедической работе такие упражнения включают в каждое занятие. По мимо того, что ребенок выполняет упражнения, он еще и сопровождает свои действия речевыми высказываниями.
- пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
В пальчиковых играх часто используются и предметы помощники: массажные мячики, массажные кольца и многое другое.
- Пальчиковая игра «Мячик - ежик»
- игра «Волшебный мешочек»
• Артикуляционные гимнастики
Являются неотъемлемой частью логопедической работы. Звуки речи образуются благодаря сложенной работе артикуляционного аппарата: губы, зубы и язык. Выработка той или иной артикуляционной позы позволяет нам произносить звуки, и если, например, эти навыки не сформированы, то они будут произноситься с ошибкой либо вообще не произноситься. в дошкольном возрасте слуховое восприятие немного затруднено и для визуализации мы используем вот такие картинки. Давайте немного поиграем.
- упражнения.
Начинаем артикуляционную работу с простых упражнений, по мере правильного выполнения заданных упражнений мы увеличиваем сложность артикуляционных упражнений. Когда ребенок запомнит достаточное количество артикуляционных поз вместо отдельных упражнений мы можем брать артикуляционные сказки.
• Для формирования навыков оформлять грамматически правильно речь ребенка и развитие фонематических процессов используют словесные игры и картины, иллюстрации в книгах.
• Иллюстрации могут быть как специально подобраны, так и выбираться случайно. При работе с иллюстрацией мы обращаем внимание кто изображен, как он выглядит, ведь подробное разбор помогает рассмотреть ребенку всю картину, а не отдельную его часть, затем мы задаем вопрос: Чем занимаются и что происходит? Отвечая на данные вопросы у детей запускаются механизмы программирования речи. в процессе работы по картинкам нужно обращать внимание на то чтоб ответ ребенка был полный, развернутый.
Работа с сюжетными картинами.
• Словесные игры:
Сейчас я вам предлагаю немного поиграть в словесные игры, такие игры позволяют нам не только формировать в целом речь, обогащать ее разными частями речи, но и работать более точечно, то есть обратить внимание на то какие ошибки допускает ребенок и начать с ними работать.
- Что из чего сделано?
- Скажи наоборот (слова антонимы) по такому же принципу можно поиграть в игру в Слова друзья (слова синонимы)
- Доскажи словечко
- упражнение «Чем закончилось»
3. Заключительная часть
Но самое главное в речевом развитие детей – это образец. А образцом является наша речь – речь взрослых, поэтому мы не должны забывать, что она должна быть красивой, правильной. По мимо, тех игр и упражнений, в которые мы сегодня с вами поиграли, я приготовила для вас листовки, в которых приведены примеры игр и упражнений, которые не затратны по времени и инвентарю, но оказывают положительное воздействие на речевое развитие.
Развивать речь ребенка можно ежеминутно, не зависимо от местонахождения и есть ли у вас какой-то инвентарь, надо лишь найти время и желание помочь своему ребенку. Спасибо за внимание и активное участие в деятельности!