Васильева Светлана
Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер»
▼ Скачать + Заказать документы
Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Достоинства использования компьютера в учебе и работе несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Но возникает вопрос, с какого возраста начинать общение с этой «умной игрушкой»?
Публикация «Консультация для родителей „Ребёнок и компьютер“» размещена в разделах
Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы, казалось бы, не должны сталкиваться с проблемой «Ребенок и компьютер», но практика показывает обратное. Наши дети рассказывают, что проводят время за компьютерными играми дома, родители спрашивают совета, как поступить в ситуации, когда ребенок не желает оторваться от компьютера.
Для начала давайте рассмотрим все минусы и плюсы общения ребёнка с компьютером.
Минусы:
-Полностью захватывает сознание ребёнка;
-Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
-Повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;
-Содержание некоторых игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
-Ухудшает зрение ребёнка;
-Способствует возникновению нарушений осанки;
-Способствует развитию гиподинамии (пониженная подвижность)
-Вызывает игровую зависимость.
Плюсы:
-Вызывает положительный интерес к новой технике;
-Развивает творческие способности ребёнка;
-Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
-Позволяет развивать воображение ребёнка;
-Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
-Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
-Развивает элементы наглядно – образного и логического мышления;
-Тренирует внимание и память;
Положительное влияние компьютера на ребёнка исследовали многие учёные. Они выяснили, что компьютер выполняет функцию создания неопределённости, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребёнку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Всё это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей ребёнка.
Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры они дают возможность восстановить динамику своего творчества.
Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребёнку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться.
Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счёт новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребёнка в учебный процесс. Так же даёт ребёнку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.
Но при этом очень важно знать в какие игры играют ваши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:
-Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить врагов, кем бы они ни были;
-Игры – приключения, в которых герой как бы проходит по страницам книги;
-Игры – стратегии, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры;
-Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм;
-Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений, и т. д. ;
-Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д. ;
-Графические игры, связанные с рисованием, конструированием.
Среди такого многообразия игр, родителям очень трудно выбрать подходящую игру для своего ребёнка. Специалистами разработаны следующие требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста:
-В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры;
-Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребёнку последовательность и правильность действий. Могут использоваться буква или отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера;
-Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщёнными, без мелких и отвлекающих деталей;
-Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребёнком;
-В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам;
-Нежелательно применение системы оценок в баллах. Лучше, если программа имеет логическое завершение, - построен дом, нарисован рисунок.
Но важно не только правильно выбрать игру, но и верно организовать игровую деятельность ребёнка с компьютером. Вот несколько правил, которые учёные рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером :
-Не покупайте жестокие игры;
-Ребёнок может работать за компьютером не более 15 минут в день;
-Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня;
В течении недели ребёнок может работать с компьютером не более трёх раз;
-Комната, в которой ребёнок работает за компьютером, должна быть хорошо освещена;
-Размер мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребёнка;
-Расстояние от глаз ребёнка до монитора должно составлять около 55-60 см;
-В процессе игры ребёнка на компьютере следите за его осанкой;
-После игры с компьютером сделайте зарядку для глаз, физ. минутку;
-Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребёнка. Пусть компьютер для вас и вашего ребенка будет только хорошим другом.