Лобкова Елена Сергеевна
Консультация для родителей «Ребенок не хочет собирать игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Ребенок не хочет собирать игрушки»
Данная консультация позволит понять родителям, почему дети не хотят собирать игрушки, понять их особенности психологического развития и поведения в этой ситуации. Родителям даются рекомендации по эффективному методу воздействия при сборе игрушек, а также примеры игр и игровых упражнений, которые помогают приучить детей к порядку.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок не хочет собирать игрушки“» размещена в разделах
Попробуем осветить эту тему немного глубже, чем пишут в интернете. Обычно все дают советы, что делать, как приучить, но почему-то они не работают …
Когда речь заходит об этой теме, то у многих возникают только одни мысли: «Да, это и наша проблема … Нужен порядок, надо, чтобы игрушки были убраны».
Кому надо? Это, пожалуй, ключевой вопрос. Если вы думаете, что ребенку, то нет. Ему, как раз не надо!
потому что это его игрушки и ему распоряжаться, где им лежать (вы же свои вещи кладете туда где вам удобно);
потому что ребенку не нужен порядок, ему комфортно среди разбросанных игрушек;
он не видит смысла в уборке, так как через 5 минут снова будет доставать их из ящика и играть;
игрушек настолько много, что и взрослому сложно за всем уследить, а тут ребенок;
и, наконец, для него это просто скучное занятие.
Вы замечали, как неистово радуются дети, приходя в детские развивающие комнаты, там хаос, там беспорядок — это же то что надо и свобода!
А родителям надо! Почему?
раздражает бардак
стыдно, если кто-то придет в гости …
меня с детства учили, что все должно быть убрано (забыли, как вас это раздражало? Теперь это раздражение возвращаете своему ребенку)
ну и доброе намерение — приучаем к порядку, дисциплине, чтобы вырос аккуратным, научился беречь вещи
Как видим, возникает внутренний конфликт, который переходит во внешний.
Почему важно не заставлять убирать игрушки?
Управляя своими игрушками во время и после игры (разбрасывая или складывая их, где нравится, ребенок удовлетворяет свою базовую потребность в защите от контроля. Пока еще в своем раннем возрасте, он может контролировать только свои игрушки, то есть он решает, где им лежать, стоять, валяться и таким образом чувствует себя спокойнее, увереннее, более защищенным. Так это переживает ребенок до 7 лет.
Когда вы заставляете, заставляете убираться, у ребенка это вызывает сопротивление и отвращение. Отвращение к уборке! Разве вы этого добиваетесь? Разве это ваша цель?
Как это влияет на мужской и женский сценарий в будущем?
Мальчик, став взрослым человеком и, «оторвавшись» от родителей, пойдет в разнос … Почувствовав свободу, будет у себя дома делать бардак!
Девочка, став взрослой женщиной, будет, уделять уборке почти первичное место, отодвинув на второй план мужа и детей … То есть перемыть все тарелки и поставив их на полку, для нее будет важнее, чем поиграть с ребенком, ведь «надо же прибраться! ты же девочка!», «Не уберешь — значит плохая жена, хозяйка …»
И долгожданное, как же со всем этим быть?
У ребенка должна быть своя территория, где он на ней может делать, что угодно. Своя комната, свой угол, если это общая комната.
Установите правило: «На своей территории можешь разбрасывать. На общей убирать»
Убирать игрушки в комнате ребенка все равно нужно, чтобы пропылесосить, помыть пол. И тогда вы просто объясняете, что сегодня влажная уборка, все вещи надо убрать, чтобы их не засосал пылесос (причинно — следственные связи).
Ограничивайте количество игрушек и организуйте пространство для их хранения (корзины, коробки). За множеством игрушек сложно следить! А еще это притупляет развитие фантазии и воображения.
Ну, и так, как у ребенка нет нужды убирать игрушки, то делать он это сможет только через ИНТЕРЕС! А что ему интересно? Конечно играть. Вы можете через игру все разложить по местам, но помните, что это все равно нужно ВАМ!
Несколько вариантов игр для детей для собрания игрушек.
«Мини-соревнования»
Разделите разбросанные игрушки пополам и предложите ребенку собирать их вместе : если он сделал это первым, получает небольшой сюрприз. У детей от одного этого слова появляется стимул. Когда подарочек будет получен, в следующий раз собирать игрушки ребенку будет интереснее.
«Представь себе …»
Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (различные игрушки) и сортирует их или роботом. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец. техники выполнять свою задачу может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.
«Время объявлений»
Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутину и обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно отмечать сбор конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку — и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно — можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными задачами с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т. д.
«Квест, а не ультиматум»
Любимое родительское «не смотри мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в интересный для ребенка квест.
Если есть время — лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задание. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину, другой — помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего, третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом — приключениями, ожиданием новых встреч.
«Награды»
Какую бы игру вы ни выбрали, не забывайте о похвале и награде. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью — наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно собирать и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список различных наград по расценкам, пусть ребенок сам выбирает.