Елена Рушина
Консультация для родителей «Ребенок и телевизор»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Ребенок и телевизор»
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребёнок научился сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с папой. Экран становится главным «воспитателем ребёнка». Такое времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристает, ничего не просит и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок и телевизор“» размещена в разделах
Одно из них — отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Однако, причём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком - взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включён в диалог. Ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему. Речевые звуки, не обращённые к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.
Речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом.
В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать. Они не способны удерживать предложения в памяти, в результате не понимают текста в целом.
Ещё один факт — резкое снижение фантазии и творчества.
Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается на отношениях между детьми. Им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать на кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Но самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты — детская агрессивность. Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, подменяет собой общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.
Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Раннее дошкольное детство — период зарождения наиболее общих, фундаментальных способностей человека. Главное право ребёнка — право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основной закон развития психики ребёнка.
Полноценное развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для семей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребёнка — пустым.