Сокольцова Марина
Консультация для родителей «Развивайте речь дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему ребенку шесть лет. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребёнок чище и внятнее произносит звуки, которые ещё совсем недавно не мог выговорить.
Но вслушайтесь в речь сына, дочери. И вы заметите, сколь скудны ещё познания ребят о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями (он пошёл, потом она сказала, он упал, нарушает порядок слов в предложении («Что ли мы пойдём в магазин?») и т. п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений, особенно в таких сложных случаях, как хотеть – хотят, ходить – ходят, цыплёнок – цыплята, котёнок – котята – котят и т. п. Уровень развития детей даже одного возраста различен. Как быть, если ребёнку с трудом дается произношение таких трудных звуков, как с, ш, ж, р, л? Специалисты считают, что к пяти годам дети должны произносить четко все звуки речи. А ваш ребенок – исключение из этого правила. Как тут быть? Одними замечаниями «говори правильно», «говори вот так» дело не поправить. С таким дошкольником нужно специально заниматься. Лучше всего определить ребёнка в логопедическую группу. Но всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок, имеющий недостатки в произношении звуков, будет делать ошибки при письме. Он может страдать и от своего несходства со сверстниками, ощущать свою неполноценность.
Публикация «Консультация для родителей „Развивайте речь дошкольника“» размещена в разделах
Под влиянием взрослых членов семьи дети начинают устанавливать причинно-следственные связи (потому что, оттого, что); делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки, шарф – всё это зимняя одежда, сравнивать предметы (чем похожи, чем отличаются ложка столовая от ложки чайной, варежки от перчаток).
Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всём узнать, всё постичь. Вопросы «зачем?», «почему?», «когда?» так и сыплются на родителей. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра, откуда берутся моря, реки, дети и т. д. и т. п. Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь шуткой или «вырастешь – узнаешь» - ответ требуется ребёнку сегодня. Да, утомительно отвечать на вопросы детей Но отвечать надо, и отвечать терпеливо, серьезно. Не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие.
В одной семье сын-дошкольник без конца задавал отцу вопросы. Он спрашивал даже после того, как, по мнению отца, дан был исчерпывающий ответ. Отец не понимал, что сыну важно было не только получить ответ на интересующие его вопросы. Это был способ продлить общение с отцом, которого ребенок редко видел. Однажды на очередное «почему» сына отец ответил: «Потому что перпендикуляр!» Ребёнку было непонятно значение брошенного отцом слова, но он уловил интонацию, с какой оно было сказано. Сын стал меньше задавать вопросов, но отец этого не заметил. Как-то мальчик оставил игрушки неубранными. «Костик, ты почему не убрал игрушки?» - спросил отец. «Потому что перпендикуляр!» - четко выговаривая новое слово ответил сын. Этот урок, преподанный сыном, заставил отца пересмотреть своё отношение к общению с мальчиком.
В повседневном общении с ребёнком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить. Допустим, мать, разговаривая с дочкой, вдруг говорит ей: «У нас есть девочка, волосы у неё светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки. Кто же это?» Оля задумалась, но, заметив лукавинки в маминых глазах, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», - предложила мама. «О чём загадать?» - спросила девочка. «О чем хочешь». Оля попыталась загадать ответную загадку маме, но это у неё не получилось. Потом она бросила взгляд на лежащий рядом на полу мяч и сказала: «Красный, круглый, большой. Им играют». – «Упругий, резиновый, скачет по полу», - добавила мать.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, в играх «Кто больше назовёт», «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» и другие требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, тёмно-синее, черное).
Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребёнком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает лёгким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.). Правомерен вопрос матери, отца: «Где найти время для занятий с ребёнком?» Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания и т. д.
Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, цвета, величины, вкуса можно в течение 7 – 10 минут поиграть в игру «Чудесный мешочек». Заранее позаботьтесь о том, чтобы игра получилась интересной, порадовала ребёнка. Положите незаметно в мешочек мытые свежие овощи: лук, огурец, свеклу, морковь, картофель, помидор – или фрукты: яблоко, грушу, айву, сливу, банан, что-то ещё. Ребё нку скажите: «Посмотри, какой у меня красивый мешочек. Он - не простой, чудесный. В нем что-то есть, а что – узнай сам. Сначала пощупай мешочек снаружи, скажи, что нашел, потом достань (также на ощупь, не глядя в мешок). Доставай по одному. Что ты достал? Какого цвета? Какой формы? Потрогай, скажи, гладкий или шероховатый, попробуй (отрезаете кусочек). «Какой на вкус?» Например, ребенок достал помидор. Что о нем можно сказать? Он красный, круглый, гладкий, сочный, кислый. Если ребенок затрудняется, подскажите ему. «Где растет помидор? (Выложите овощи на стол.) Как одним словом назвать всё это?»
Можно загадать ребенку загадки: «Без окон, без дверей – полна горница людей». Почему так говорится, что это за люди, где они живут? «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это? Подобные игры можно проводить и с кукольной посудой, с мелкими игрушками (например, куклу, маленького мишку, зайчика и т. д.).
Круг таких игр можно расширить. Например, игра «Угадай, что где растёт» (в поле, в лесу, в парке, на лугу, в саду, в огороде). Во время прогулки познакомьте ребенка с названиями деревьев – сосна, ель, берёза, тополь. Предложите: «Спрячься за сосну, а теперь за берёзу. Сравни сосну и берё зу: чем похожи, чем отличаются. Как одним словом назвать их?»
Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть с ребенком, обогащайте словарь ребенка, развивайте его речь. Например, прогуливаясь по лесу, загадайте ему несколько загадок: «Зимой и летом одним цветом»; «Белая скатерть всё поле покрыла». Обратите внимание его на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.
Приведите пословицы и поговорки. Например: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т. п. Язык их образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговорах с детьми.
Значение для развития ребенка яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, И. Никитина и других. Читайте русские народные сказки, тувинские, сказки других народов нашей страны и народов мира. Многие поколения детей воспитывались на сказках К. И. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, братьев Гримм, Перро, Андерсена и др.
Художественная проза и поэзия пробуждают в ребёнке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь.
Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию в которой действуют герои.
Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Его заменили радио, телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Но именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.
Если вы знакомите сына или дочь с новой книгой, дочитав её до конца, отложите на время. Надо дать ребёнку возможность осознать и пережить услышанное. Не следует и спрашивать о чём эта книга, чтобы не разрушить эмоциональное состояние, вызванное прочитанным. Затем можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз.
Чтение книги не терпит спешки. Необходимо отложить все дела и почитать 20 – 30 минут. Читать надо неторопливо, четко, выразительно.
После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Можно спросить, какими словами говорится о весне, о лете, о герое. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций, спросите, кто это, что делает, куда идёт, что было потом и т. д. Если произведение небольшое, пусть ваш сын или дочь повторяет за вами или вместе с вами отдельные слова, повторы.
Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Кого встретил Колобок? Какую песенку спел?» и т. д. Пересказывание знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Можно сказать: «Бабушка (папа, дедушка) не слышали сказку. Расскажи им сам».
Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять дошкольника в разных приёмах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием. Похвалите ребёнка, чтобы не отбить желание выполнять столь непростую задачу.
Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра, которые ребёнок может освоить под руководством и с участием старших братьев, сестёр, родителей. Разыгрываются сказки и с помощью обыкновенных игрушек, имеющихся у ребёнка. Важно побуждать его к этому и быть заинтересованным зрителем или партнером по исполнению. Вместе решите, какую сказку будете разыгрывать. Например, решили разыграть «Репку». Подумайте о персонажах. Если это будут сказки «Теремок», «Колобок», подберите игрушечных зверей.
Развитию речи детей помогают картинки, рассказы по ним. Хорошо использовать наборы открыток, иллюстрации в книгах, рисунки из старых журналов, детских книг.
Если картинка сюжетная, предложите план рассказа: «Сначала расскажи, как звери попали на поляну, потом о том, что есть на картинке. Посмотри, как звери весело танцуют. Подумай, чем могло закончиться их веселье».
Дети с удовольствием слушают коротенькие рассказы Л. Толстого. Они хороши для пересказа. Поучительны и легки для рассказа и произведения К. Д. Ушинского.
Можно поиграть с ребёнком дома в игру «Кто у кого».
- Давай поиграем в игру. Я буду называть животное, а ты его детёныша или детёнышей, если я скажу слово «много».
- Лиса (лисёнок, у лисы… (лисята, много… (лисят). Белка – бельчонок, волк – волчонок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок.
Спросите: «Кто детёныш у лошади?» (Жеребёнок). «У коровы?» (Телёнок.) «У собаки?» (Щенок.) Обратите внимание ребёнка, что у одних животных названия образуются от заданного слова (лиса – лисёнок, у других – это совсем другие слова (лошадь – жеребёнок).
Покажите ребёнку открытку, на которой изображены животные, и предложите составить рассказ самостоятельно. Проговорите скороговорку о животном («Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов») в разном темпе – быстро, медленно, громко, тихо.
Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. К примеру: как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как жили на даче, как ездили отдыхать на море, к бабушке в деревню, как украшали новогоднюю ёлку, как праздновали день рождения. Описывая свои впечатления, ребёнок убеждается в том, что обо всём можно рассказать живо и интересно. Будьте прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными, помогите, если ребёнок затрудняется в выражении мысли. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Интересные рассказы могут получиться при составлении писем бабушке с дедушкой, товарищу или ребятам в детский сад во время болезни самого ребёнка. Составление письма окажет и воспитательное воздействие, вызывая добрые чувства к близким или друзьям.
Можно сделать альбом, куда вы будете записывать детские рассказы. Разрешите ребёнку самому иллюстрировать его. Приятно показать свои сочинения друзьям, знакомым семьи или перечитать их много лет спустя.