Горкина Татьяна
Консультация для родителей развиваем творческие способности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развиваем творческие способности у детей дошкольного возраста»
Горкина Татьяна Юрьевна, МКДОУ «Сибирячок», г. Кодинск, Кежемского района, Красноярского края, Россия.
Большую роль в развитии творческих способностей играет опыт, получаемый ребенком в семье. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. От того, насколько дружно будут работать семья, детский сад и школа зависят результаты развития творческих способностей у детей.
Публикация «Консультация для родителей развиваем творческие способности у дошкольников» размещена в разделах
В ходе исследований было обнаружено, что существенное влияние на развитие творческого потенциала оказывает профессия родителей, их социальный статус и отношение к детям. Родители творческих детей находили в своих чадах меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и вселяли уверенность в его способности делать все правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов (творческих детей) главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка.
Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Важно не переусердствовать и не начать уделять развитию творчества в ребенке все силы и время. Это не приведет к положительному результату, не нужно связывать ребенка слишком жесткими схемами, необходимо дать ему немного самостоятельности.
Хочется отметить влияние роли родителей противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Оказывается, что отцы имеют большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творческие способности мальчиков. Отцы, проявляющие активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющие горизонты их будущей карьеры и укрепляющие их независимость, имеют гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем те, кто склонен к стереотипными и пассивным моделям поведения. Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.
Родители являются первыми учителями своего ребенка. На них он в первую очередь ориентируется, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно перенимает вашу манеру говорить, ходить, работать, относиться к различным вещам, событиям, людям. Вместе с тем, осваивая мир взрослых, он продолжает жить своей жизнью, наполненной фантазией и другими интересами.
Часто взрослые забывают, что и сами когда – то были детьми, мечтали о сказочных превращениях. Но шло время, и все больше они удалялись от мира сказок, собственных фантазий, теряя его безвозвратно, но в то же время с легкостью и радостью бросаясь на встречу желанной взрослости. А радость –то была скорее обманной –ведь терялась естественность, терялось свое, неповторимое. А что пришло на смену? Понимание, что никогда не сможешь, смело творить, что это осталось где – то в далеком прошлом… Постепенно складывается критическое отношение к себе: «В рисовании я ноль» или «Мне медведь на ухо наступил». Мир взрослых немного скучен из – за того, что мы оглядываемся, боимся, хоть и большие, а боимся: вдруг кто увидит и не поймет, будет смеяться. А ребенок не боится творить и очень ждет нашего одобрения. Помните песенку про розового слона? Для взрослых все слоны серые, а ребенок утверждает: «Я – то ведь знаю, розовый он».
В результате, всего вше сказанного можно предложить некоторые рекомендации:
• Внимательнее прислушивайтесь к вопросам ребенка, отмечайте, чем ребенок предпочитает заниматься, следите за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы : «Ты задаешь слишком много вопросов»
• Наберитесь терпения, не превращайте помощь в подсказку, не лишайте ребенка трудности и удовольствия сделать хоть маленькое, но собственное открытие
• Стремитесь наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности
• Пытайтесь заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставляйте его играть
• Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга
• Обязательно начинайте с задач посильных и простых (успех в самом начале – важное условие)
Повышенный интерес к развитию творческой личности стал приметой нашего времени. Признание социальной значимости этой проблемы, безусловно, важный шаг к её решению.
Работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей в детском саду должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности воспитанников и педагогов.
Известно, что самым важным периодом для развития способностей ребенка является раннее детство и дошкольный возраст. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достичь больших высот в своем развитии. Дошкольник обладает особой чувствительностью, «родовыми» чертами являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. При умелом использовании этого потенциала в детском саду можно достичь хороших результатов. За период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей.
Условия творческого развития детей в ДОУ :
• Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости;
• Наличие богатой предметно – развивающей среды;
• Наличие личностно ориентированной воспитательно-образовательной системы.
Принципы развития творческих способностей : преемственность сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей; индивидуальный подход к каждому ребенку; учет сензитивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для развития творчества; возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляется право самому выбирать интересующую его деятельность; комплексный подход, предполагающий реализацию как специальных, так и общеразвивающих задач.
Иными словами, предоставление относительной самостоятельности, свободы, выраженное отношение к ребенку и отсутствие излишней требовательности к нему способствуют формированию творческих способностей.
Задача взрослых достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача будет решена успешно.
Развить творческие способности, как известно, умеет только тот, кто сам способен творить!