Ольга Викторовна Ананьева
Консультация для родителей «Развиваем ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Тема :Развиваем ручки
Организм человека устроен таким образом, что все органы находятся в тесной взаимосвязи. Пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, массаж указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь между руками и мозгом. В головном мозге центры речи и двигательной активности расположены очень близко. Воздействуя на один центр, мы активируем работу другого центра. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем ручки“» размещена в разделах
Массируем ручки.
Во избежание неладов с моторикой необходимо проводить с ребёнком определённые занятия по развитию ручек. Грудному ребёнку, ещё не способному повторять за взрослыми движения, нужно массировать ладошку и пальчики, стимулируя тем самым работу головного мозга. Продолжительность занятий - 3-5 минут. Занятия по развитию мелкой моторики посредством массажа можно продолжать и после года, вплоть до самой школы, только с увеличением продолжительности до 10 минут в день.
Пальчиковая гимнастика.
Чем старше становится ребёнок, тем сложнее оказывать влияние на его организм. Для 3-5-летних детей к массажу ладошек и пальцев должны быть добавлены более серьёзные и эффективные упражнения. Наряду с массажем родителям следует ежедневно делать с малышом так называемую пальчиковую гимнастику. Чтобы малышу было интересно играть пальчиками, следует эти игры сопровождать стихами, потешками, песенками.
Например, при чтении потешки большой палец поочерёдно соединяется с остальными.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Пальчики поздоровались.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красильников
Можно каждый пальчик поочерёдно загибать и в итоге образуется кулачок.
Раз-два - шли утята.
Три- четыре - за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался-
Громко-громко запищал:
- Пи-пи-пи, не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
Чтобы пальчиковая гимнастика не показалась крохе скучным и утомительным занятием, она должна напоминать увлекательную игру, где главными героями являются пальчики. Вот несколько примеров:
Упражнение "Коза" . Участвуют указательный и мизинец сначала правой, а потом левой руки. Сначала мама делает "козу" своими пальцами, показывает сыну или дочке, в игровой форме комментирует: "Вот какие у козы рога", "А вот как она ими бодает" и щекотит ребёнка. Затем помогает малышу сделать "козу"на его пальчиках, и он с удовольствием повторяет действия и слова.
В общем, с увлечением вступает в предложенную интересную и полезную игру. Эту игру можно сопровождать следующим стихотворением:
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам- лужочкам,
По зелёным кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
Упражнение "Флажок". Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) - вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажёг.
А. Барто
Упражнение "Стул". Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счёт "раз".
Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.
Упражнение "Цепочка". Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Таких гимнастических упражнений на сегодняшний день великое множество. И это хорошо, поскольку время от времени их нужно менять, чередовать, чтобы они не успевали малышу наскучить. Оставлять неизменными в ежедневных играх занятиях следует лишь самые любимые ребёнком упражнения.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Для максимального эффекта в плане развития мелкой моторики рук необходимо обучать ребёнка застёгиванию пуговиц, шнурованию ботинок. Можно приобрести в магазине игру-шнуровку, сшить игрушки с пуговицами. Девочек неплохо учить вязанию, вышиванию. Перебирание круп, ракушек, пуговиц, игры с прищепками, бусами способствуют развитию мелкой моторики рук.
Занятия по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте важны ещё и потому, что они подготавливают руку ребёнка к письму. Особенно эффективно в этом плане всевозможные раскраски и трафареты. Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Среди развивающих мелкую моторику игр хотелось бы выделить лепку из пластилина и солёного теста.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.
Полезно приобрести дома пальчиковый театр и куклы бибабо. Они помогут ребёнку инсценировать знакомые сказки, придумывать свои сюжеты. Это способствует развитию движений пальчиков и разговорной речи.