Ирина Чекункова
Консультация для родителей «Развиваем речь играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – великий дар природы, благодаря которому дети имеют возможность общаться друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Вот лишь некоторые из них.
Игра «Цепочка».
Цель: совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умения выделять последний звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Примерный лексический материал: автобус – сон – ноги – иголка- аист и т. д.
Ход игры: ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, составления слов.
Примерный лексический материал: РА – (МАШКА, КЕТА, ДУГА, МА, КИ и т. д.) По аналогии взрослый предлагает ребенку произвольные слоги.
Ход игры: взрослый говорит ребенку: — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни. Затем взрослый называет первый слог, ребенок ловит мяч и бросают обратно, называя целое слово.
Игра «Угадай-ка».
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов. Примерный лексический материал:
Слова: корова, овощи, тапочки. Получилось слово КОТ
Слова: сани, Оля, кошка. Получилось слово СОК
Слова: вода, арбуз, зонт, Аня. Получилось слово ВАЗА
Ход игры: ребенок должен угадать, какое слово получится из первых звуков слов, которые называет ему взрослый
Игра «Подбери слова – приятели»
Цель: совершенствовать навыки подбора слов – синонимов, расширять и активизировать словарь.
Примерный лексический материал: друг – товарищ, приятель и т. д.
Смелый – храбрый, отважный, бесстрашный и т. д.
Ход игры: взрослый просит ребенка придумать слова -«приятели» к данным словам: здание - дом, строение и т. д.
Игра «Рисуем буквы в воздухе»
Цель: закреплять зрительный образ букв, совершенствовать зрительное восприятие.
Ход игры: интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.
Игра «Угадай, что это».
Цель: расширять и активизировать словарь признаков, совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными.
Примерный лексический материал: «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый и т. д.
Ход игры: выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите.
Игра «Зоркий глаз»
Цель: совершенствовать навыки звукового анализа.
Примерный лексический материал:
Предметы начинающиеся на звук Д: дверь, дом, друг, доска и т. д.
Ход игры: ребенок должен найти в окружающем пространстве предметы, названия которых начинаются на заданный звук
Игра «Скажи слово руками»
Цель: совершенствовать навыки слогового анализа.
Примерный лексический материал: кот, каша, дом, ваза, кошка, машина, собака, санки, крот, рыба и т. д.
Ход игры: попросите ребенка «прохлопать» слово по слогам.
Игра «Дорисуй букву»
Цель: закреплять зрительный образ букв, совершенствовать зрительное восприятие.
Оборудование: карандаши, бумага.
Ход игры: взрослый рисует на листе бумаги часть буквы и просит ребенка дорисовать («починить») ее.
Игра «Буквы перемешались»
Цель: закреплять зрительный образ букв, совершенствовать зрительное восприятие.
Оборудование: карандаши, бумага.
Ход игры: напишите две – три буквы одну поверх другой или с одним общим элементом и попросите угадать какие буквы вы спрятали. Предложите ребенку загадать вам такие же «буквенные загадки»
Игра «Веселый счет»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными. Упражнять в счете.
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей и т. д. ; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин и т. д. ; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей ит. д.
Ход игры: потренируйте ребенка в количественном счете. Попросите ребенка сосчитать названые вами предметы называя количество и то, что он считает.
Игра «Создай новое слово»
Цель: совершенствовать навыки словообразования.
Примерный лексический материал: у зайца длинные уши – заяц длинноухий, сок выжимает – соковыжималка, пыль сосет – пылесос, у собаки короткая шерсть – собака короткошерстая и т. д.
Ход игры: взрослый называет ребенку существительное и прилагательное или существительное и глагол и просит ребенка по образцу создать новое слово.
Игра «Сочинялки»
Цель: развивать связную речь, воображение.
Ход игры: иногда на улице вы заметили, что – то интересное и необычное и обращаете на это внимание ребенка. Рассмотрите заинтересовавший вас объект и предложите ребенку сочинить про этот предмет сказку. Сказку можно сочинить про что угодно, надо только проявить фантазию и научить фантазировать ребенка.
Игра «Поручения»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения, использования предлогов.
Примерный лексический материал: Взрослый просит ребенка подать книгу (мяч) и спрашивает откуда ты его взял. Ребенок отвечает: «Я взял книгу со стола» (достал мяч из – под дивана и т. д.)
Ход игры: попросите ребенка убрать какой – либо предмет, либо наоборот достать предмет, описав свои действия используя правильный предлог.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много. Играя со своими детьми, вы можете много добиться. Так что, все в ваших руках.
Самое главное верьте в своего ребенка и как можно чаще хвалите его даже за небольшие успехи.