Гульназ Шайхлисламова
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. И это не просто красивые слова. По данным исследований, проведенных Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем мелкую моторику рук у детей вместе!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения, их можно разнообразить интересными и забавными играми. Многие родители, слышали понятие «развитие мелкой моторики», но как её развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики у детей являются игры-шнуровки. Игрушка-шнуровка - увлекательная игра для малышей. Продеваем шнурочки в дырочки, и без иголочки изготавливаем яркую игрушку. Такие упражнения для рук и пальчиков развивают логическое мышление, а также научат малыша аккуратности и усидчивости. Эти полезные навыки очень пригодятся ему в школе.
2. Пальчиковые игры. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Например:
Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
«Сорока-белобока»
«Сорока – белобока
Кашу варила, (дети на ладошке «варят» кашу)
Деток кормила.
Этому дала, (поочередно загибают пальцы с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (показывают большой палец)
Ты воды не носил, (грозят указательным пальцем большому пальцу)
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)
Вот тебе горшок пустой, (сжимают пальцы в кулак)
Иди в угол и постой!» (указательным пальцем показывают на угол).
3. Игры:
«Геометрические вкладыши»;
«Крупная и мелкая мозаика»
«Пирамидка»;
«Узнай что в мешочке?»;
«Разрезные картинки»;
«Строим из Лего»;
«Пазлы деревянные и картонные»;
«Прищепки».
Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, четкими и скоординированными.
4. Лепка.
Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
5. Массаж пальчиков и ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой и общей моторики, мышление, и при этом способствуют укреплению своего здоровья. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом. Например:
1). (Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.)
Ручки, ручки! Я вас знаю,
Я водой вас умываю.
Пальчики я тоже знаю,
Ими я сейчас играю.
2). Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит важный,
Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.
Массаж ладошек и пальчиков избавит маленького человечка от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.
Использованная литература:
1. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
2. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
3. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»
4. Новикова О. «Веселые пальчиковые игры».