Зинаида Цветкова
Консультация для родителей «Развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач обучения дошкольников с нарушением речи – это формирование у них лексико – грамматических навыков. У детей с нарушением речи зачастую обнаруживается расхождение в объёме пассивного и активного словаря: ребёнок понимает значение многих слов, но употребление этих слов в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов – названий диких животных, птиц, профессий, частей тела. Часто словарный запас ограничивается бытовым уровнем, преобладают существительные и глаголы, обозначающие бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие качество и признак предмета. Как правило, формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарём.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка“» размещена в разделах
Нарушение синтаксической структуры предложения, выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчинённых конструкций. Формирование лексико – грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Особенно хорошо усвоение материала идёт в игровой форме. Для развития словарного запаса можно предложить ребёнку составить рассказ о предмете, особенностях его строения. Попросить ребёнка рассказать, какие действия можно производить с этим предметом, назвать признаки по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид.
Для развития словарного запаса можно использовать следующие игры и упражнения:
• «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи – фрукты, одежда – обувь, дикие и домашние животные и т. д.).
• «Найди лишний предмет» (груша, яблоко, помидор, апельсин).
• «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: самолёт и птица, чашка и стакан, яблоко и апельсин).
• «Назови одним словом» (ботинки, сапоги, туфли – это обувь).
• «Назови части» (Рубашка: рукава, воротник, манжеты, карман. Чайник: ручка, носик, крышка.)
• «Подбери картинки к словам» (Маленький, серый, колючий: ёж. Большой, неуклюжий, косолапый: медведь.)
• «Скажи наоборот» (высокий – низкий, день – ночь, добрый – злой).
• Объяснить значение слов, звучащих одинаково но имеющих несколько значений: крыло, ручка, горлышко…
• Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какое?», «какая?», «какие?», «какой?» к предмету. Снег: белый, блестящий…
Для развития словообразования предложите ребёнку упражнения:
• «Назови ласково»: яблоко – яблочко, комар – комарик, корова – коровушка…
• «Назови детёнышей» (в единственном и множественном числе): у коровы – телёнок, телята, у лошади – жеребёнок, жеребята…
• «Какой сок, варенье, каша?» (образование относительных прилагательных): из яблок - сок яблочный…
• «Собери семейку слов» (подобрать родственные слова и объяснить их значение): земля: земляной, земляника, землица, землянка.
• Образование сложных слов. Составить одно слово из двух: листья падают – листопад…
А вот в какие игры можно поиграть для закрепления словоизменения существительных, прилагательных, глаголов:
• «Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа). Можно поиграть с мячом: взрослый кидает мяч и называет один предмет, а ребёнок возвращает мяч и называет этот же предмет во множественном числе. Например: стол – столы, окно – окна…
• «Что из чего?» (закрепление форм родительного падежа: гвоздь из чего).
• «Кто где живёт?» (закрепление форм предложного падежа: белка живёт в дупле).
• «Два и пять» (согласование существительного с числительным: два мяча – пять мячей, две матрёшки – пять матрёшек).
• Играем с глаголами, закрепляя согласование существительных и глаголов в числе: я иду – мы идём, ты идёшь – вы идёте, он идёт – они идут.
• «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными: мои сапоги, моё платье, мой шарф, моя кофта).
• «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительнымти).
Разнообразные игры и задания на развитие лексико – грамматического строя речи положительно влияют на общее речевое развитие и на подготовку к дальнейшему обучению ребёнка в школе.