Снежана Антышева
Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка-дошкольника в условиях семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи ребёнка-дошкольника в условиях семьи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребёнка развивается своевременно и правильно.
От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждённое общения ребёнка с окружающими. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребёнка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.
Условия для развития речи ребенка в семье!
1. В общении с ребёнком следите за своей речью.
2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.
3. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.
4. Не смейтесь над речью ребенка.
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
6. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Как развивать связную речь?
Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста (сначала предлагайте пересказывать такие сказки, в которых сюжет раскрывается последовательно, с часто повторяющимися действиями, персонажами). Например, при пересказе сказки "Репка" задаются примерно такие вопросы: "Что посадил дед? Какая выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал дед?" и. т. д. Такие вопросы облегчают пересказ текста. Ребёнок с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребёнку вставить нужное слово.
Также нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребёнка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идёт прямой контакт с ребёнком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.
Советы родителям!
-Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
-Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
-Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
-Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
-Общение с ребенком должно быть эмоциональным.
-Создавайте условия для общения с другими детьми.
-Ваша речь – пример для подражания.
-Развивайте мелкую моторику рук, это ведёт к развитию речи ребёнка.
-Читайте с ребенком художественную литературу, разучивайте стихи.
-Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями.
-Игры, упражнения, речевой материал подбирайте в соответствии с возрастом ребёнка.