Наталья Юрасова
Консультация для родителей «Развитие у дошкольников мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Очень часто мы спешим, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму? Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности при овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи:
- косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; - готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это говорит о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать её он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
- В младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
- В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.).
- В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
«Пальчиковый бассейн».
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнением (вода, песок, крупа, мелкие предметы) и в течение 5-10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Пальчики здороваются».
Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребё нок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.
«Резиночка».
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняется сначала в одну, а затем в другую сторону; сперва одной, потом другой рукой.
«Перекаты».
Ребёнок перекатывает карандаш между пальцами (от большого к мизинцу и обратно) поочерёдно каждой рукой.
«Обведи по трафарету».
Взрослый предлагает ребёнку наперегонки обводить по трафарету квадратики, кружочки и т. д.
«Рисунок пуговицами».
Взрослый подбирает пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывает рисунок сам, затем просит малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без помощи, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков.
«Дом из палочек».
Ребё нок собирает палочки подушечками пальцев правой и левой рук одновременно: двумя указательными, двумя средними и т. д. Строит «сруб». Чем он выше и ровнее, тем лучше.
«Двенадцать месяцев».
Перед ребёнком верёвка толщиной с его мизинец, на ней 12 узлов. Перебирая узлы пальцами, на каждый узел нужно назвать месяц года по порядку. Можно сделать подобное приспособление из бусин, пуговиц и т. д.
«Орех».
Ребё нок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
«Котёнок кусается».
Бельевой прищепкой «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно от указательного к мизинцу и обратно.