Светлана Богданова
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
В постоянно меняющихся условиях, лучше всего ориентируется, принимает решения, работает, человек творческий, гибкий, креативный, способен к генерированию и использованию нового (новых идей и замыслов, новых подходов, новых решений). Творчество не возникает на пустом месте, его нужно развивать еще с детского возраста. «Общеизвестно, что творчество выступает как научная категория, выражающая определяющую сущность человеческой деятельности, заключается в непрерывном прогрессе и увеличении разнообразия реальности как следствия удовлетворения потребностей и интересов человека». Творчество – это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методы исследования и преобразования материального мира или духовной культуры. «Творчество – продуктивная человеческая деятельность, способная порождать отменно новейшие материальные и духовные ценности публичного значения. Развитие творческого потенциала деятельности является важным условием культурного прогресса и воспитания человека». «Человек со способностями не рождается. Она рождается с задатками. Не существует задатков к отдельным видам деятельности – музыке, математике, профессиональной деятельности. Задатки – это не дифференцированные в основном анатомо-физиологические, морфологические особенности организма, не имеющие прямого отношения к успешности человека в деятельности. Более того, сторонники эквипотенциальной теории способностей сходятся во мнении о том, что все младенцы, родившиеся без патологий, имеют примерно одинаковые задатки, достаточные, чтобы добиться значительных успехов в любом виде деятельности». Семья вполне способна развить или наоборот, уничтожить творческий потенциал малыша еще в дошкольном возрасте. Особенности и факторы развития и становления творческих способностей в детстве с точки зрения современной педагогики дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте ребенок впервые осознает отношения между собой и окружающим миром, нравственными оценками и т. п. Отличительный признак творческой деятельности детей дошкольного возраста – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указанию педагога, по его замыслу, с его помощью, а потому не быть творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался он до него самостоятельно, не копируя известное. С точки зрения современной педагогики важное значение в развитии личности имеет творческий потенциал – «способность человека оригинально и конструктивно мыслить, успешно решать новые задачи, то есть творчески действовать в новых ситуациях». Следует отметить важность обеспечения свободного доступа детей к материалам, способствующим развитию творчества, и их разнообразию, возможности работать с ними в любую минуту, для лучшего обеспечения развития творческих способностей. Но, к сожалению, за наблюдением многих ученых часто наблюдается, как взрослые навязывают детям свою манеру чтения стихов, а в результате ребенок вообще отказывается их декламировать, исчезает сила голоса. Это говорит о том, что штамп способен уничтожить творческие задатки. Еще существенная проблема, которая известна и болезненна для всех педагогов – родители хотят видеть в главных ролях только своих детей. Они заставляют детей выступать, что психически травмирует детей». Педагоги доказывают, что у дошкольников огромный творческий природный потенциал, который по разным причинам не всегда реализуется полностью. Поэтому очень важно создать такую ситуацию, которая способствовала бы бурному всплеску детской фантазии, атмосферу творческого вдохновения». Ученые выделяют следующие стадии проявления творческой активности :
Темочки:
1. Подражание – копирование готового; ребенок, попадая в новую ситуацию, репродуцирует готовый способ действия, повторяет его за взрослым для достижения желаемого результата.
2. Творческое подражание, где название говорит само за себя – внесение элементов новизны, проявление самодеятельности без внесения существенных изменений в предложенную схему действий, образец, идею. Это первая заявка ребенка о себе, свое желание самовыразиться.
3. Репродуктивное творчество – умение взять за основу предложенную схему (идею, но существенно его переработать, внести изменения. Здесь ребенок упражняется в переработке инноваций, пропускает их через себя, вносит элементы новизны и оригинальности. Эта стратегия характерна для дошкольников-креативов.
4. Настоящее творчество, создание нового. Внешние факторы могут способствовать развитию креативных способностей ребенка или тормозить его. Такими стимулирующими факторами, по словам Э. Торранса, являются:
- ориентация на необходимость творческого решения проблем;
- отсутствие помех для проявлений спонтанности и инициативы;
- создание возможности манипулировать предметами и выражать вариативные мысли;
- обучение внимательному отношению к сигналам окружающей среды;
- воспитательные действия, направленные на признание ребенком ценности креативных черт собственной личности. К тормозным факторам он причислял:
- ориентацию на успех, опасение дать неправильный ответ;
- усиленную ориентацию по мнению сверстников, опасения обвинений в необычности;
- запрет вопросов и ограничение инициативы;
- представление о дивергентном мышлении как об отклонении от нормы;
- жесткое разграничение трудовой и игровой деятельности.
Учитывая взаимосвязь развития интеллектуальных и творческих способностей, американский психолог Е. П. Торранс предложил схему развития креативности и интеллекта, где можно увидеть соответствие креативности определенному уровню коэффициента интеллекта. Задача родителей и педагога – стимулировать и обогащать различные виды творческой деятельности детей : игру, рисование, лепку, конструирование, которые способствовали бы максимальной объективизации новых образов, формированию системы и их целостному завершению». «В реальной жизни дошкольнику приходится выполнять как творческие, так и нетворческие задачи. Предпочитая задачи творческого характера, педагог воспитывает у старших дошкольников интерес к сложным задачам (практических, интеллектуальных, коммуникативных, желание выполнять их самостоятельно, не бояться ошибиться». Склонность ребенка к творчеству состоит из таких качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, значимое значение имеет и обстановка в семье ребенка. Методики формирования и развития творческих способностей у детей 3-6 лет. Лишь создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом или для стимуляции его развития. Практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность и желание создавать что-то новое. Но развивать возможности невозможно, не развивая личность. Для детского и подросткового возраста это означает, что нельзя развивать способности, не считая социальных процессов, происходящих в контактной группе. Другие дети, родители, учителя оценивают успехи и неудачи ребенка в деятельности, что обуславливает социальное принятие или отторжение, лидерство или аутсайдерство ребенка, в конце концов, его самочувствие, настроение, психологический комфорт.
Необходимо выделить педагогические принципы формирования креативности:
-избегать четкой формулировки проблемы, творческой задачи;
- обсуждать с детьми не самое творческое задание, а анализировать некоторые общие моменты, которые вводят их в проблему, уточняют ее смысл;
-предлагать питомцам не останавливаться на достигнутом, выдвигать новые идеи, даже если им кажется, что задача решена;
- если ребенку не удается решить творческую задачу, разбить ее на детали;
- побуждать детей чаще прибегать к аналогиям;
- стимулировать творческое воображение, проявления остроумия, фантазии;
-то сужать, то расширять поле поиска ребенком решения творческого задания;
- учить детей не ограничиваться наиболее очевидным способом решения задачи;
- использовать вопросы, способствующие концентрации внимания детей;
-время от времени предлагать детям представить (изобразить) что-нибудь в виде элементарной схемы. Афонина В. А. выделяет следующие методы обучения в контексте развития творческих способностей дошкольников : - объяснительно - иллюстративные (рассказы, объяснения, беседы, демонстрации и др.);
- репродуктивные (воспроизводящие); - проблемно-розыскные (проблемное изложение материала); - наглядные (демонстрация слайдов, картин, рисунков, видеофильмов); - практические (музыкальные игры, упражнения, движения). Очень важно создать такую ситуацию, которая способствовала бы бурному всплеску детской фантазии, атмосферу творческого вдохновения, заинтересовать детей возможностью создать свою историю. «Интересные мысли о способности детей к творчеству выражал К. С. Станиславский – театральный режиссер, актер и педагог. Он советовал учиться у детей, игра которых всегда выделяется верой и искренностью. Во время театрализованной игры дети часто проявляют эмоции, которые еще в жизни не доступны им. Детские писатели также не без основания считают, что театр – один из лучших способов развить детское творчество. Театрализованные игры, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают присутствие зрителя (сверстников, родителей, работников дошкольного учреждения). В процессе подготовки и проведения театрализованных игр у детей формируется умение за счет средств выразительности (интонации, мимики, жеста) точно передавать идею художественного произведения». Творческая сюжетно-ролевая игра – одно из наиболее действенных средств воспитания ребенка, формирование его личностных качеств, творческих способностей. Однако, к сожалению, этот вид игровой деятельности еще не занял должного места в работе дошкольных учреждений, хотя теоретически все понимают ее необходимость и значение.
Методические рекомендации по развитию изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста - ознакомление с художественным материалом; - ознакомление детей с цветом; – использование элементов психогимнастики на занятиях; - импровизированные сказки, фантазирование на занятиях по рисованию; - сенсомоторные упражнения для подготовки руки ребенка к рисованию. Различные виды деятельности, ориентировка в цветах, формах, размере предметов, экспериментирование с использованием метода проб и ошибок, опора на творческое воображение, практическая апробация новых способов действий с предметами – все это способствует формированию и развитию у детей креативности как способности продуцировать новое, проявлять индивидуальность. «Решение творческих задач – основное средство моделирования мышления, ведь предполагает нахождение и осознание связи между тем, что дано, и тем, что нужно найти. Наиболее распространены и наиболее интересны для дошкольников задачи на конструирование». Также большую популярность как средство развития творчества, особенно в детском возрасте, приобрела «песчаная анимация (рисование песком, сыпучая анимация, техника порошка) – стиль изобразительного искусства, а также технология создания анимационных фильмов».
Присуще с детского возраста также вокальное искусство. Задача социального педагога – настроить на соответствующий строй ребенка и своевременно подсказать педагогам, работающим с ребенком ежедневно, на этот вариант развития творческих способностей дошкольника, что довольно популярно как в дошкольных учебных заведениях, так и в школе. «Пение – основной и демократичный вид музыкальной деятельности. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, созвучный с тем настроением, которое передает исполнитель». Помочь ребенку развить свои творческие способности и одновременно сохранить и улучшить свое физическое состояние помогает и искусство хореографии. Танец объединяет возможности воздействия на физическую, психическую и духовную стороны индивидуальности человека. Учитывая вышеприведенные способы диагностики, формирования и становления творческих способностей у детей от 3 до 6 лет, можно увидеть, как разнообразны могут быть своеобразные методы воздействия на ребенка с целью стимуляции развития его творчества, художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, проследить за динамикой уровня развития творческих способностей дошкольников У каждого ребенка есть определенные способности, поэтому задача педагогов и родителей – определить, отыскать и помочь их развить. Удачное решение задач обучения и воспитания младших школьников находится в прямой зависимости от характера взаимодействия меж педагогом и ребенком. Переориентация учебно-воспитательного процесса на формирование творческой личности реализуется в условиях диалогизации, сотрудничества, имеющих личностную направленность и стимулирующих к творческому развитию и самосовершенствованию личности.