Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 5–6 лет с ТНР с помощью дидактических игр в домашних условиях»

Наргиза Попова
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 5–6 лет с ТНР с помощью дидактических игр в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы

На занятиях и в повседневной жизни мы учим детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Поэтому, от того как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у детей 5–6 лет с ТНР с помощью дидактических игр в домашних условиях“» размещена в разделах

Речь не передается ребенку по наследству, он перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы речь взрослых: родителей, бабушек и дедушек, была грамматически правильной, связной и последовательно излагающей мысли.

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувства, мысли и речевые навыки.

При помощи дидактической игры дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия и т. д.

По дороге на работу, или с работы, можно наблюдать такую картину: мама быстро тянет за руку ребенка, раздраженно делает ему замечания и не реагирует на реплики малыша. Ещё одна картина: мама идет впереди, ребенок сзади. В молчании доходят до дверей детского сада. Не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребенком. Он видит в вашем лице интересного собеседника. Не идите по дороге домой, или в детский сад, молча. Спросите ребенка, чем он занимался в детском саду. Если ему читали интересную сказку, попросите пересказать ее вам. Проходя мимо березы, обратите внимание ребенка на цвет ствола, расположение веток.

Взрослых всегда интересует вопрос, что кушал ребенок в детском саду. Используйте его с пользой для развития связной речи : предложите ребенку подобрать слова-определения к слову суп, каша…

- Какой суп ты ел сегодня? – гороховый, вкусный, горячий, ароматный, полезный.

- Какую кашу ты ел сегодня? – пшенную, сладкую, вкусную, полезную.

Если ребенок подобрал одно слово - определение, назовите ему остальные определения и закрепите их в речи ребенка.

Так же в незатейливой домашней обстановке в игровой форме можно расширить бытовой словарь малыша.

Читая ребенку сказку или рассказ, внимательно рассмотрите иллюстрации к произведению. Попросите ответить, что изображено на картинке. Задайте вопросы по содержанию и предложите пересказать сказку, или рассказ.

В ходе высказывания не следует перебивать ребенка, дайте ему возможность завершить ваше задание до конца. Запомните неточности и ошибки в речи ребенка, затем укажите на них, дав правильный образец.

Любимым развлечением детей является просмотр мультфильмов. Попросите ребенка поделиться с вами впечатлениями о мультфильме, назвать героев и, по возможности, пересказать содержание.

Не оставляйте без внимания купленную или подаренную ребенку новую игрушку: рассмотрите ее внимательно вместе, опишите все ее части, обыграйте подарок. Можно попросить его самостоятельно описать игрушку по вашему плану:

1. Назвать игрушку (Это мяч)

2. Какого цвета (Мяч синий, с красной полосой)

3. Какой формы (Мяч круглый)

4. Как ты будешь играть с игрушкой (Я буду его катать, подбрасывать и ловить, играть в футбол и т. д.). Как бы вы ни были заняты, всегда старайтесь выслушать ребенка до конца. Покажите, что вы уважаете его, как собеседника.

Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок испытывал удовольствие от общения с вами, братьями и сестрами. От старших членов семьи ребенок должен получать новые знания, обогащать свой словарный запас, научиться последовательно, излагать мысли, грамматически правильно строить предложения.

Только совместная работа детского сада и семьи по формированию связной речи поможет ребенку стать общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, разовьет уверенность в своих силах.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо сделать все для того, чтобы дети хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Запомните несколько правил:

- разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чекой и внятной;

- не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью;

- как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью - не бойтесь обратиться к специалистам;

- чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Игры на активизацию словаря:

1. Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово - идет, ребенок подбирает: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам: стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

4. Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)

5. «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«кислые», «соленые», «горькие» слова.

6. «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

7. «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

Игры на речевые обобщения:

1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, тетрадь, юла, мяч;

стол, шкаф, тарелка, диван;

пальто, шапка, куртка, шуба;

слива, яблоко, помидор, груша;

волк, собака, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, свинья;

роза, тюльпан, береза, василек;

зима, март, весна, лето.

2. Игра «Найди дерево» ( выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

1. Игра «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.

2. «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи :

1. Игра «Веселый счет»

Вокруг много одинаковых предметов. Какие, ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, сугробы, столбы, окна.). Давай их посчитаем: Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову). Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, знакомый дом…

2. Игра «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

3. Игра «Все сделал»

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

4. «Приготовим сок»

«Сок из яблок (какой) – яблочный сок; из груш… (грушевый сок); из вишни… (вишневый сок)» и т. д.

А потом, наоборот: апельсиновый сок (из чего)» и т. д.

5. «Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

6. «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий хвост» и т. д.

Игры на развитие связной речи :

1. Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на (что)

Синий лед похож на…

Чистый дождь похож на…

День похож на…

2. Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

- Кем была корова – (телёнком)

- Кем была бабочка – (гусеницей)

- Кем была курица – (цыплёнком)

- Кем был цыплёнок – (яйцом)

- Чем был лёд – (водой) и т. д.

3. Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".

Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Я помогу тебе!

Я радуюсь твоим успехам.

Расскажи мне, что с тобой.

Любите своих детей, помогайте им!

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях»Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях» У вашего ребёнка не достаточно развила мелкая моторика? Он неправильно держит ложку, не умеет застегивать пуговицы, не охотно и не аккуратно.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 5–6 лет с ТНР с помощью дидактических игр в домашних условиях»
Опубликовано: 19 мая 2024 в 07:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 5–6 лет с ТНР с помощью дидактических игр в домашних условиях»» (включая файлы) размещена пользователем Наргиза Попова (УИ 3163625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД