Екатерина Фисюк
Консультация для родителей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
В старшем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, встречать гостя). Следует поощрять разговоры ребенка по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Эффективным методом развития диалогической речи является игры.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
1. Словесно-дидактические игры. Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр: «факты», «Согласен—не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить “да” и “нет”» и др. «Бывает – не бывает». Цель: рассуждать. Обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Соблюдать очередность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа.
2. Театрализованные игры. Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
Игра – инсценировка по сказке В. Сутеева «Под грибом».
Цель игры: продолжать упражнять детей в драматизации небольших знакомых сказок, передавать в образе характер литературного героя. Учить детей рассказывать сказку по ролям, вступать в диалог, соблюдая последовательность действий сказки.
3. Сюжетно-ролевые игры.
С ю ж е т н о- р о л е в ы е игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др. 4. Подвижные игры.
Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси гуси», «Краски» и др., способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать. Важным условием овладения родным языком является то, как организует педагог совместную с детьми деятельность - содержательное общение, совместные игры и занятия. В чем же заключается ценность таких игр? Дети имеют возможность самостоятельно выбирать партнера, располагаться соответственно желанию в групповой комнате, свободно общаться друг с другом; рисовать, рассматривать работы товарищей, определяя, чье задание выполнено лучше. Главное условие всех приемов методики - не подавлять детскую инициативу, выслушивать всех до конца, поощрять свободное общение, обмен мнениями.