Баранова Галина Александровна
Консультация для родителей «Развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация для родителей „Развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки. Кратковременная память - это хранилище для небольших порций информации. Если эта информация не имеет большого значения, то и быстро забудется. Благодаря именно кратковременной памяти строятся мыслительные процессы.
Долговременная память – хранилище важной информации (все, что мы знаем об окружающем мире). Специалисты утверждают, что долговременная память безгранична. Чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новую информацию.
Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать полученную информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная, логическая. Довольно часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях: зрительно – моторная память необходима для выполнения работы по образцу: списывание, работа в тетради; вербально – моторная память отвечает за работу по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку; словесно - логическая память позволяет запоминать последовательность слов и действий в различных рассказах и художественных произведениях, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их вслух. Этому виду памяти принадлежит главная роль в усвоении знаний и умений детьми в процессе обучения.
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели, поэтому нужно помнить,- лучше в памяти сохранится тот материал, который чем-то ребёнка удивил и заинтересовал. Также хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре, цель должна быть эмоционально значима для ребенка и по её достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление. К семи годам у дошкольников начинает формироваться произвольная память (т. е. ребёнок начинает запоминать сознательно, этот процесс связан с физиологией. Полезно знать, что разучивание похожего материала стирает предыдущую информацию, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового материала необходимо сменить вид деятельности или сделать перерыв. Для более эффективного запоминания лучше учить на ночь. Также для лучшего запоминания информации весьма полезно задавать ребёнку различные вопросы, например: «Что про это говорится?». Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет очень большое значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, а также для стимуляции умения осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте главная роль отводится игре, то с её помощью и нужно проводить работу по развитию памяти. Благодаря этой работе мы сможем простимулировать активность ребёнка, увеличить объем его словесно - логической памяти, а так же сможем сделать процесс обучения более эмоционально положительным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребёнку позволяет обеспечивать запоминание нового материала.
Предлагаем вам несколько игр для развития словесно – логической памяти.
1. «Парочки»
Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар, связанных между собой по смыслу (вилка - ложка, дуб – дерево). После чего нужно их прочитать ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут) «Со словами я играю, их запоминаю» 1. Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно увеличиваем до 10 слов). Повтори! 2. На какие группы можно разделить эти слова? (Чем больше назовет, тем лучше мыслит ребенок. Но, мы постепенно подводим к мысли о 2 группах слов) Теперь вспомни только животных, а потом назови мебель. 3. Повтори все слова еще раз.
2. «Перепутались»
Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти свое место» «Запомни – повтори» Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т. д. Важно, чтобы ребенок соблюдал предложенную последовательность.
3. «Сравнилки»
Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака, и, рассказать чем похожи, и чем отличаются. Ребенок 6 - 7 лет должен выделять главные признаки предметов. «Я начну, вы продолжайте» Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т. п.) : корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы.
4. «4 лишний»
В предложенной серии картинок, где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и, объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух - птица.