валентина чекушкина
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности у старших дошкольников в деятельности.
Одной из самых актуальных проблем современной образовательной системы является задача сформировать на этапе дошкольного детства задатки самостоятельности, заложить желание быть инициативным, то есть проявлять личностную индивидуальность. Необходимо отметить, что социальный заказ на воспитание ответственных и инициативных членов общества, которые могут самостоятельно делать выбор и принимать решения в любых ситуациях, закрепляется и в законодательных установках, а именно на уровне Конституции РФ, и на уровне Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .
Публикация «Консультация для родителей „Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
На этапе дошкольного детства, ФГОС ДО ориентирует общество на социальное и индивидуальное развитие дошкольников. А для того, что бы реализовать вышеназванную задачу необходимо выполнить следующие психолого-педагогические условия: построить образовательную деятельность при взаимодействие детей и взрослых, ориентироваться на возможности и индивидуальность каждого дошкольника, поддерживать инициативу и самостоятельность детей в любой деятельности. В процессе воспитания и развития детей в детских садах необходимо использовать такие методы педагогической работы, которые являются эффективными для формирования способности действовать самостоятельно в любой деятельности.
Самостоятельность помогает детям в будущем разобраться «в себе», эффективно реализовать или развить способности и возможности. Дети так же получают возможность использовать уже полученные знания при возникновении новых ситуаций, еще не знакомых для них.
Самостоятельная деятельность дошкольников – это сложная форма образовательной деятельности, возникающая по инициативе детей.
Самостоятельность детей - это импровизации, поиски путей выполнения заданий, проявление и выражение восприятия. Самостоятельная деятельность приводит и к развитию способностей, формированию запросов, интересов и заключается в развитой способности к самостоятельному развитию своих физических возможностей посредством выполнения определенных комплексов самостоятельно осознанных двигательных действий без подсказок со стороны взрослых, которые обеспечивают сохранения собственного здоровья.
Вопросы формирования самостоятельности в деятельности дошкольников привлекал внимание выдающихся зарубежных (О. Декроли, Я. А. Коменский, П. Кергомар, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель и др.) и отечественных (П. П. Блонский, Е. Н. Водовозова, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Л. К. Шлегер, С. Т. Шацкий, и др.) ученых и педагогов. Исследования в области разработки самой методологической основы формирования «самостоятельности» были рассмотрены А. Г. Асмоловым, Л. С. Выготским и А. Н. Леоньевым, и др.
Л. С Выготский определил процесс развития самостоятельности как процессы овладения своим (собственным) поведением, поэтому, если рассматривать деятельностный подход, то это процесс овладения своей (собственной) деятельностью
В словаре С. Ю. Головина определение рассматриваемого качества дано в следующей трактовке: «самостоятельность – это свойство личности, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности, и личной ответственности за свое поведение и деятельности.
В педагогике существует устойчивая точка зрения о том, что в процессе дошкольного обучения и воспитания дети должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять задачи для собственной деятельности, проводить анализ условий ее осуществления, уметь выявить и сформулировать проблемы, а так же выдвигать предполагаемые гипотезы. И это является одной из основных целей для педагогов дошкольного образовательного процесса.
Педагоги должны научить детей дошкольного возраста до того момента, когда они перейдут к обучению в среднем звене общеобразовательных школ:
- предположить различные варианты решения тех или иных проблемных ситуаций;
- находить средства для разрешения проблемных ситуаций;
- преодолевать возникающие разногласия;
- организовывать индивидуальную и совместную деятельность, а так же корректировать ее ход;
- достигать положительный результат.
Самостоятельность - это очень важное свойство личности человека. По утверждению Л. С. Римашевской это свойство является не врожденным качеством, а результатом воспитания и самовоспитания.
Как известно, что «самостоятельность - не рождается сама по себе». Это качество развивается, воспитывается. Значение воспитания в семье играет большое влияние, но не менее важное место в развитии самостоятельности занимает детский сад. Именно период дошкольного развития является особо значимым в развитии личностных качеств ребенка, поэтому воспитателям и родителям необходимо очень грамотно выстроить воспитательный и образовательный процесс в детских организациях.
По теме развития самостоятельности было проведено достаточно большое количество различных отечественных исследований. Еще с советских времен психолого-педагогические исследователи признавали самостоятельность – стержневым личностным качеством. Роль и значение самостоятельности были изучены, С. Л. Рубинштейном, А. С. Макаренко и другими.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна «самостоятельность - это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу».
Необходимо отметить, что именно способность к самостоятельности и ее развитие сегодня, как и раньше, является очень актуальным вопросом современной педагогики. Если в человека в детстве заложены «волевые качества», то это и становиться определяющим фактором будущего «стержня» в характере личности. Поэтом их развитию и формированию необходимо уделить особое внимание в период дошкольного детства. Одним из таких «волевых» качеств является и способность к проявлению самостоятельности.
Сегодня начальная школа предъявляет все больше и больше требований к тому уровню готовности, к которым приходят дети в первый класс. Именно детские сады являются начальной ступенью в образовательном процессе и выполняют подготовку дошкольников к дальнейшему обучению. От этого процесса или скорее от его качества, зависит на сколько ребенок будет успешен при дальнейшем обучении. Одними из главных качеств будущего школьника исследователи называют самостоятельность и ответственность дошкольника, с помощью них происходит развитие личности.
Таким образом, самостоятельность – это личностное качество, развивающееся постепенно, которое характеризуется стремлением к решению задач, а так же выражается в умении ставить цели для своей деятельности, и в стремлении организовывать действия в соответствии с поставленной целью конечного результата, без принятия посторонней помощи.
Источником развития самостоятельности личности является опыт. Сначала при помощи взрослого, а потом и самостоятельно ребенок устанавливает и осознает связь между реальным результатом и собственным вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт самостоятельности и ответственности за результаты собственного поведения. Совместный со взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ способствует постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого, от его желания и приложенных усилий. Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии - за процесс и результат собственной жизни и жизни окружающих. Опыт самостоятельной деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах, по своей воле вовлекать себя в какое – либо дело и движение.
С. Л. Рубинштейн, рассматривая инициативность среди важнейших волевых качеств, определяет его как «умение хорошо, легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне».
Ответственность - личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий. Ответственность - особое волевое качество, тесно связано с эмоциональной, нравственной сторонами личности, с такими качествами, как настойчивость и выдержка. Важное условие формирования ответственности – упражнения в ответственном отношении к выполнению общественных обязанностей.
Итак, к старшему дошкольному возрасту, когда ребенок уже способен принять на себя ответственность за что-либо он практически всегда обязан делать выбор между тем, что «должен» и между тем, что «хочется». В этих случаях должен включаться «механизм саморегуляции». Другими словами, ответственность предполагает определенный уровень самоконтроля (саморегуляции, самооценки, способность предвидеть наступление последствии после определенных совершенных действий, и способность давать оценку споим действиям и поведению.
Само формирование механизмов самостоятельности, ответственности и инициативности зависит от индивидуализации, которая берется из личного опыта дошкольника вследствие взаимодействия с взрослыми, которые и дают детям возможность для самопознания и рефлексии.
Сегодня родители редко обращают внимание на необходимость развития самостоятельности, поэтому ограничивают детей в возможности проявления этого важного качества личности, стараются все сделать сами, ссылаясь при этом на собственную занятость, а процесс обучения и воспитания предполагает трату времени. Поэтому зачастую, приходя в детские сады, дети часто не могут самостоятельно одеваться, пользоваться столовыми приборами и т. д. При этом перед педагогами младших групп встает первоочередная проблема, как научить детей действовать самостоятельно и не травмировать при этом психику ребенка. Поэтому этим вопросам уделяется особое внимание.
А. А. Леонтьев к основным задачам дошкольной педагогики относит :
- выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;
- формирование у детей навыков самообслуживания;
- развитие у детей самостоятельности в познавательной активности, ответственного отношения к самостоятельному овладению знаниями, формирование своего мировоззрения;
- обучение детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях.
Для многих взрослых самостоятельный ребенок - это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т. д., в общем, не мешает жить. Самостоятельность - хитрое слово.
Сегодня ребенок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребенка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребенка в деятельности проявляется при ее выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач, при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания.
Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает самообслуживания, которое связано с выработкой определенных навыков. Их следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребенок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определенным образом в определенных условиях.
Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. Важная роль в данном вопросе принадлежит педагогам, которые одни из первых встречают детей на пороге детского сада.
Самостоятельность дошкольников проявляется в режимных процессах, где совершаются навыки самообслуживания : в одевании, принятии пищи, личной гигиене, в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого, воспроизводит несколько эпизодов из жизни, например, накрывает на стол, кормит птичек, рыбок, собирает игрушки. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми, когда ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам, например, идет на контакт, оказывает помощь, жалеет.
Проявление самостоятельности в 2-3 года это, прежде всего, способность себя занять, чем-то заниматься самому какое-то время без помощи взрослых, умение осознанно действовать в новых условиях, то есть поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат, а также умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.
К 5-ти годам ребенок проявляет самостоятельность в попытке организовать свой опыт посредством игры, построения новой действительности, отвечающей запросам и влечениям, а также регуляции собственного поведения. Свобода и самостоятельность детей в игре сочетается с добровольным подчинением правилам игры, которые не навязываются взрослыми, а вытекают из содержания самой игры (ее задачи, что является специфичностью дошкольной игры. Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность - важное и сложное качество личности.
На первый взгляд выстраивается простая и ясная картина. В определенный момент жизни у ребенка возникает стойкое желание выполнять какие-либо действия самостоятельно. Он стремится к этому всеми силами. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера. К сожалению, многие родители замечают, что их дети слов «я сам» не произносили никогда, никаких попыток самостоятельных действий не предпринимали, хотя их всячески побуждали к этому.
В. А Езикеева, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, А. П. Усова, О. А. Сафонова доказывают: настойчивое стремление к самостоятельности в 2-3 года к 5-6 годам резко падает. Выходит, что первые признаки самостоятельности со временем исчезают. Тогда, может быть, первые слова «я сам», как и первые попытки самостоятельно действовать, к самостоятельности никакого отношения не имеют? Нет, имеют и самое непосредственное, но они пока еще не являются самостоятельностью в полном объеме. Это лишь признак зарождения ее самых важных и необходимых компонентов.
Уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной, совершаемой ребенком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и еще одну характеристику - степень выраженности.
Сравнивая действия двух детей одного возраста, мы всегда можем определить, кто из них более самостоятелен, то есть более настойчив, меньше рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании, сам решает, как его исполнить.
Как вывод необходимо отметить, что в результате педагогических и психологических дискуссий ученые приходят к мнению, что целостной системы развития самостоятельности у дошкольников в ряде образовательных организаций нет, так как отсутствует методическое обеспечение. Таким образом, дошкольная проблема остается актуальной в теории и практике дошкольного образования (Н. А. Ветлугина, В. А Езикеева, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, А. П. Усова, О. А. Сафонова и др.). Данные проблемы заключаются в основном в том, что взрослые часто не могут определить для себя нормы предоставления детям самостоятельности в выборе и принятии решений и действий. На этой почве в психолого-педагогической литературе и до настоящего времени происходит достаточно большое количество дискуссионных споров.