Светлана Хорикова
Консультация для родителей «Развитие ручной умелости»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители и педагоги дошкольных образовательных учреждений задумываются о том, каким образом обеспечить ребенку дошкольного возраста полноценное развитие, поскольку дошкольный возраст – это важный и ответственный период человеческой жизни, время формирования личности. В качестве одного из показателей интеллектуального развития ребенка исследователи называют сформированность двигательной активности руки, ведь именно человеческие руки представляют собой инструмент, посредством которого можно оказать влияние на общее развитие.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие ручной умелости“» размещена в разделах
Дети имеют особенности в развитии двигательной сферы : движения неловкие, неточные, плохо скоординированные. В большей степени это касается движений пальцев рук. А это, в свою очередь, ведет к тому, что на занятиях по подготовке к обучению ребенок испытывает большие трудности, что может, в конечном счете. привести к нежеланию заниматься, отсутствию интереса к такому важному процессу, как письмо.
Развитию «ручной умелости» ребенка в детском саду способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, специальные занятия по подготовке руки детей к письму, комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.
Родители не только могут, но и должны участвовать в этом процессе, домашняя работа дает неограниченные возможности в решении этой задачи.
Как же родителям помочь своему ребенку подготовить руку к письму?
Важнейшим упражнением, хорошо развивающим мелкие мышцы рук, пальцев, глазомер, пространственную ориентировку, является штриховка. Дети с помощью родителей, а затем самостоятельно, штрихуют предметы, обведенные с помощью трафаретов. При этом необходимо строго соблюдать основные правила штриховки:
штриховать только в заданном направлении;
не заходить за контуры рисунка;
соблюдать одинаковое расстояние между штрихами.
Для занятий штриховкой лучше иметь : альбом для рисования, простой и цветной карандаши, разнообразные трафареты - от геометрических фигур до изображения животных, птиц и т. п.
Начинают штриховать с простых геометрических фигур. Затем из простых фигур составляются композиции.
Штриховка вначале проводится параллельными линиями, затем фигуры штрихуются волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Как проводить штриховку?
Надо положить трафарет на лист бумаги, прижать левой рукой, правой рукой обвести фигуру (при этом следить за правильностью посадки ребенка и за тем, как ребенок держит в руке карандаш).
Штриховать в заданном направлении ровными, параллельными линиями (штрихами, расстояния между ними должны быть одинаковыми, 0,5 см. Не заходить за контуры фигуры.
В конце обязательно надо рассмотреть работу, оценить ее, порадоваться даже самым незначительным успехам ребенка.
Задача родителей - поддерживать интерес к работе. Систематические занятия штриховкой в домашних условиях -важнейшее средство в комплексе мер по развитию «ручной умелости» ребенка, позволяют в дальнейшем избежать многих проблем в школьном возрасте.
Нередки случаи, когда ручная умелость недостаточно развита. Это случается, когда на протяжении дошкольного детства взрослые не придают значения правильной организации жизни ребенка, созданию условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений.
Исправление неправильно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной жизни развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
Очень важен тесный контакт родителей и воспитателей. В детском саду родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получают квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др. Обнаружив у ребенка неправильный навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и ДОУ и поможет быстрее достичь желаемых результатов.