Светлана
Консультация для родителей «Развитие ручного праксиса и тактильных ощущений для развития речи дошкольника»
Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фактором.
Упражнения по развитию мелкой моторики необходимо выполнять всем детям, имеющим нарушения речи. Среди таких упражнений следующие:
1. Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета:
Публикация «Консультация для родителей „Развитие ручного праксиса и тактильных ощущений для развития речи дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• Внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование
• Дорисовывание второй половины рисунка, его деталей.
• Рисование по образцу
2. Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:
• Плетение
• Шнуровка
• Завязывание узлов
• Завязывание бантиков
• Вышивание и вязание
• Имитация жестом различных конкретных предметов, действий
3. Упражнения по выработке мускульной памяти, которые подготавливают руку ребенка к письменной речи
1. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации
2. Вращение между пальцами рук бруска, карандаша – гладкого или ребристого
3. Нажимание кнопки пульверизатора
4. Выкладывание букв из счетных палочек и шнурка
5. Игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из счетных палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук).
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знания о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.
О развитии тактильной чувствительности
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для развития тактильной чувствительности можно рекомендовать следующие упражнения.
Предложите ребенку:
• Выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на картон
• Выполнить мозаику из пластилиновых шариков
• Вылепить геометрические фигуры: цифры, буквы
• Определить с закрытыми глазами – к каким пальцам рук притрагивается мама (мама в произвольном порядке касается пальцев ребенка, а ребенок при этом должен называть их)
• С закрытыми глазами ощупать фактуру материалов и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала
• С закрытыми глазами наощупь опознать предмет как правой так и левой рукой
• С закрытыми глазами ощупать предмет одной рукой, найти его среди прочих других.
• С закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, написанные на его правой или левой руке (пальцем мамы)
• Поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли, любой крупы
Всё это в комплексе помогает наиболее эффективно, результативно, качественно и в более короткий срок решать поставленные задачи по развитию мелкой моторики, подготовке артикуляционного аппарата к правильной речи, а руки - к письму.