Елена Петрова
Консультация для родителей «Развитие речи дома»
▼ Скачать
Каждый родитель желает чтоб его ребенок имел правильную и чистую речь, но мало кто задумывается что главную роль в воспитании правильной, грамотной и чистой речи отводится родителям. Несколько правил о которых необходимо помнить!
1. «Начинать никогда не рано»
Система речи формируется задолго до того, как ребенок начинает произносить первые осмысленные слова. Очень важны интонация, жесты, контакт глаз, прикосновения, улыбка.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Все это формирует невербальную речь, невербальное общение, что впоследствии даст толчок развитию вербальной речи. Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев, лепет (около 6 месяцев, так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.
2. «Принцип увеличения»
Когда ребенок начинает осваивать речь, родителю или тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени, стоит использовать правило: обращаясь к ребёнку, говорить на одно слово больше, чем говорит ребенок, чтобы не перегрузить его избыточным красноречием.
Если ребенок говорит одно слово (например, «пить!», «дай!», «мама!», то родитель, обращаясь к ребёнку, использует словосочетание из 2 слов.
Например: «мама спит», «пойдём гулять», «брат отдыхает», «ужин готов».
Соответственно, если ребёнок уже научился складывать слова в словосочетания, то родитель в своём обращении использует уже предложения из трёх слов.
3. «Как влияет слово»
Покажите ребёнку практическое применение речи. Например, как при помощи слов мы можем добиться каких либо действий от взрослого.
Для этого слова нужно научить малыша привязывать слова к действиям.
Например, если ребенок подходит к сидящей маме, чтобы она пошла за ним, ему достаточно потянуть ее за руку, чтобы мама встала и послушно пошла вслед. Необходимо чтоб ребенок сначала озвучил свое желание, а только потом выполнить то что он просит. Так мы покажем ребенку как слово может повлиять на действия.
4. «Занимайтесь развитием не только мелкой, но и крупной моторики»
О важности занятий мелкой моторикой для развития речи сегодня знает практически каждый: шнуровка и лепка, сенсорные коробки и мозаика, — этих занятий и развивающих игр, стимулирующих речевые зоны мозга, у ребенке в избытке.
Но помимо этого речь стимулируют занятия спортом, прогулки, музыка и танцы. Последние, кстати, влияют на развитие моторного планирования — понимания человеком того, что говорить дальше, умение связывать между собой части речи и предложения.
Да и в целом для психического и когнитивного развития ребенка спорт, балет, танцы полезны. Каждый новый навык запускает и формирует новые нейронные связи в мозгу у ребенка, а результат этого положительно сказывается на речи.
И, конечно, помним про занятия сенсорной интеграцией, занятия на развитие психических функций мозга (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия) и пальчиковую гимнастику, когда весёлый ритмичный стишок накладывается на движения пальчиков.
5. «Пойте вместе»
Если кажется, что ребенок недостаточно быстро осваивает речь, подключите упражнения на мелодику речи. Чаще пойте, обращаясь к ребенку, выпевайте слова. Пойте частушки, играйте в ладушки.
Музыкальное образование, слух и голос тут не важны — важна напевность и плавность речи.
Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут наладить процесс развития речи.
6. «Развивайте фантазию»
Поощряйте детей рассказывать и сочинять разные истории: озвучивайте игрушки, придумывайте вместе с ребенком тайную жизнь личных вещей (рюкзачка, домашних тапочек, зубной щетки, кухонной утвари). Чаще играйте в игры «а что если», предлагая ситуации, которые можно развить в истории : а если бы люди умели летать? А если бы животные могли говорить? А что было дальше в этой сказке после того, как мы ее дочитали? Все это позволяет эффективно развивать речь.
7. «Говорите и слушайте»
Разговаривайте с ребенком, задавайте ему больше вопросов, уберите подальше смартфон, планшет и выключите телевизор.
Даже если мама работает, то лучше провести с ребенком один качественный час перед сном, поговорив, расспросив друг друга, почитав сказку, чем быть рядом весь день, не выпуская из рук телефон.
8. «Система»
Для достижения результатов необходимо систематизировать работу. Важно заниматься немного, но ежедневно: можно варьировать между собой разные занятия, держать на видном месте инструменты для развития мелкой моторики, чаще разговаривать друг с другом.
Если на каком-то этапе понадобилась коррекция специалиста, нужно помнить о том, чтобы добиться результата, придется регулярно выполнять домашние задания логопеда.