Ирина Кабушка
Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В процессе освоения речью совершенствуется речевой слух ребенка – это способность воспринимать на слух звуки родного языка, также совершенствуется, развивается артикуляционный аппарат – определенное положение языка, зубов, губ, мягкого неба при произнесении того или иного звука речи. Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш сначала усваивает те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляторном отношении звуки появляются позднее.
В оформлении звучащей речи принимает участие и голосовой аппарат, и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных звуков осуществляется благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков.
Условно в процессе овладения ребенком речью можно отметить несколько этапов:
на первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, органов дыхания).
На данном этапе развивается умение понимать речь, и, как следствие этого, появляются первые осмысленные слова.
Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). На данном этапе обогащается лексический запас речи ребенка, формируется умение пользоваться монологической речью (грамматически правильно оформлять ее, четко и внятно произносить звуки, слова).
Приблизительно к двум с половиной годам в речи появляются дательный и творительный падежи, которые, однако, часто смешиваются. Усваиваются некоторые окончания множественного числа. В имена существительные привносятся значения уменьшительности, увеличительности. Наряду с существительными в речи ребенка появляются прилагательные и глаголы. Прилагательные в речи ребенка появляются сначала без согласования с существительными, согласование прилагательного с существительным во всех падежах единственного числа мужского и женского рода практически возможно лишь к трем-четырем годам. Если определить одним словом, то у детей постепенно развиваются навыки словообразования и словоизменения и, чтобы помочь детям правильно и без ошибок овладевать данными навыками, необходимо развивать речь ребенка с помощью различных словесных игр. В качестве наглядного материала следует использовать любимые игрушки ребенка, иллюстрации, изображающие различные, но хорошо знакомые ребенку предметы. Если у ребенка в процессе игры возникнут затруднения или ошибки в употреблении форм слов, нужно обязательно обратить внимание ребенка на правильное произношение, дав ему образец правильной речи.
Рекомендации родителями по развитию речи детей.
Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, простой и выразительной.
Исправляйте все ошибки в речи вашего ребенка.
Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ребенку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чтение — серьезное занятие. Подбирайте для чтения книги с описанием сценок, которые может наблюдать малыш в повседневной жизни.
Рассматривая иллюстрации, задавайте ребенку вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Где?» «Что делает?» Подсказывайте, если у него возникают трудности с ответом.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки.
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи.
Обязательно давайте ему полезные поручения по дому, а потом обязательно поблагодарите его за помощь.
Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обращенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные ее моменты.
Развивайте у ребенка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их.
Следите за развитием двигательной сферы своего ребенка.
Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трех лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.
Поощряйте употребление ребенком различных интонаций.
Уделяйте внимание жестам, которые ребенок использует в разговоре с вами. Если он использует в общении с вами множество индивидуальных, эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи.
Оценивая речевые способности ребенка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребенком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребенка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам.
Постепенно усложняйте задания, адресованные ребенку, по содержанию и форме.
Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового.