Сирота Инна
Консультация для родителей «Развитие речи детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям важно знать, как играть с детьми, так как игра – первый помощник для развития дошкольника. Все, чему родители и дошкольное образовательное обучение научили детей, то и является фундаментом в дальнейшем обучении ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Обучение в школе – новый этап в жизни ребенка, который требует определенного уровня готовности к учебной деятельности. Прежде всего, необходимо сформировать у ребёнка желание учиться. Без осознания «надо» ребёнок не сможет успешно обучаться. Подготавливая ребенка к школе необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, анализировать.
Для успешной подготовки и адаптации ребенка к школе необходимо:
• физическое здоровье;
• умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• выносливость и работоспособность;
• хорошая память и внимание;
• инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.
• произносить все звуки речи и различать их на слух;
• использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
• отвечать на вопросы и задавать их;
• составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
• строить сложные предложения разных видов;
• находить слова с определенным звуком;
• определять место звука в слове;
• составлять сложные предложения из 3-4 слов;
• разбивать слова на слоги;
• различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
• самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
Избежать некоторых трудностей ребёнку могут помочь именно родители, следующим образом:
1. Необходимо ежедневно уделять внимание ребенка на развитие речи :
• тренироваться определять время года на улице и картинках, называть дни недели, время суток;
• развивать связную речь, пересказывать сказки;
• составлять рассказы по картинкам, следя за правильным произношением;
• проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;
• проговаривайте слова обозначающие местоположение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед;
• развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, уметь легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций, признавая авторитет взрослых;
• учить, в определенном порядке называть адрес, фамилию, имя, имя, отчество
родителей.
2. Уделите особое внимание развитию произвольности : учите ребенка управлять
своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам
поведения, выполнять действия по образцу.
Домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с ребенком. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра с взрослыми и сверстниками является основным способом развития речи. Поэтому в занятия, организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы, заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Старайтесь больше времени уделять своим детям. Также необходимо использовать обучающие игры, такие как: домино, пазлы, лото, парные картинки, проговаривая действия вслух. Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности. Для развития мелкой моторики используйте: мозаики, мячики Суджок, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику.
Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными. Не надо заставлять своего ребенка заниматься и ругать за плохо выполненное задание, а лучше заинтересовать его тем или иным заданием либо игрой, а в конце найти успешно выполненные моменты в работе, похвалив его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Дети седьмого года жизни чётко чувствуют настроение взрослых. По тону голоса, по интонации ребёнок может определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления, то ребенок постарается быстрее закончить свой рассказ. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его - и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш ребёнок, о чем думает, почему он решил вам довериться. От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, зависит качество речи малыша.
Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения:
"Похожие слова"
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу
слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по
смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А
называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
"Какой? Какая? Какие?"
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря
признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный характер будет
способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен
подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы
"какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая,
изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает
тот, кто назовет последним слово-признак.
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование
уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку
выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
"Скажи наоборот"
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я
называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
"Закончи предложение"
Цель: употребление сложноподчинённых предложений.
-Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
-Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
Уважаемые родители, предлагаю вам воспользоваться данными советами в области
развития речи
Спасибо за внимание.