Елена Ивановна Гуцул
Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речевого дыхания у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Дыхание не только основа жизни, но и важнейшее условие правильной речи. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а также предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания : вдох - выдох - пауза.
Различают три типа дыхания : верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.
Детям с нарушениями речи не всегда возможно сразу дать какие-то сложные дыхательные упражнения. Прежде всего следует заняться развитием физиологического дыхания. А для этого нужно предоставить ребенку возможность играть с игрушками, которые будут способствовать развитию дыхания. Это свистки, вертушки, дудочки, губные гармошки, воздушные шары, надувные игрушки. Летом нет ничего лучше, чем сдувать пушинки одуванчиков и лепестки живых цветов. Очень хороши для решения этой задачи мыльные пузыри. При этом следует помнить, что нельзя перегружать малыша дыхательными упражнениями, даже если это увлекательная игра. В виде нежелательных последствий может быть головокружение.
Родители должны внимательно наблюдать за состоянием органов дыхания ребенка : регулярно проводить закаливающие процедуры, своевременно и эффективно лечить инфекции дыхательных путей, удалять аденоиды, поскольку эти явления затрудняют носовое дыхание и задерживают формирование правильного речевого дыхания.
Цель дыхательных упражнений – увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, выработка плавного, длительного, экономного выдоха.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие речевого дыхания :
«Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
«Перышко» - сдуть перышко с ладони.
«Листопад» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
«Кораблик» - сдуть бумажный кораблик со стола (можно использовать таз с водой).
«Мыльные пузыри» - учить делать длительный выдох через рот.
«Футбол» - вдохнуть через нос и дуть на ватный шарик, лежащий на столе в «ворота» (можно использовать теннисный шарик).
«Свеча» - задуть свечу резким выдохом.
«Бабочка» - сдуть бабочку с цветка.
«Регата» - через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.
«Погрей руки» - вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки.
«Осенние листья» - предложить ребёнку подуть на букет из кленовых листьев.
«Снег идёт» - подуть на кусочки ваты, которые лежат на столе.
«Вертушка» - подуть на игрушку-вертушку.
«Пена» - подуть в воду с добавлением средства для мытья посуды через коктейльную трубочку (только под контролем взрослых).
«Вьюга» - подуть через трубочку в бутылку с кусочками пенопласта.
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание :
• Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
• Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа)
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Таким образом, при выполнении дыхательных упражнений у детей отмечается хорошая положительная динамика. Дыхательные упражнения учат детей правильно дышать, равномерно расходовать воздух в ходе разговора, соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. У детей улучшается общее звучание и внятность речи. Формируется правильное речевое дыхание, легче и быстрее идет процесс постановки и автоматизации звуков. С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении дыхательных упражнений простуды будут обходить вашего ребёнка стороной!