Надежда
Консультация для родителей «Развитие предпосылок функциональной грамотности на занятиях физической культуры«
Развитие предпосылок функциональной грамотности
на занятиях физической культуры
В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие предпосылок функциональной грамотности на занятиях физической культуры„» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Функциональная грамотность – способность дошкольника вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.
Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.
Функциональная грамотность связана с готовностью добывать знания, применять знания и умения оценивать знания и умения осуществлять саморазвитие.
Какие ключевые компетенции формирует инструктор по физической культуре на занятиях по физическому развитию
- Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков.
- Развитие опыта межличностного общения.
- Развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности воспитанников.
- Воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности.
- Формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта.
- Воспитание моральных и волевых качеств.
На физкультурных занятиях, направленных на развитие читательской грамотности используются подвижные игры, где дети произносят стихотворения, считалки, что способствует формированию диалогической речи детей, умение слушать, понимать заданный вопрос и правильно отвечать на него. П/и «Гуси лебеди», П/и «Капуста», «Совушка».
Естественно - научная грамотность тоже формируется на занятиях по физической культуре через подвижные игры
Например: «Каким мячом легким или тяжелым лучше играть на улице?»
Сравнение мячей по весу. Определить зависит ли скорость мяча от его веса.
П/и «Высоко подкинь мяч», «Кто дальше». Игры с мячом
Цель: Выбрать мяч наиболее подходящий для игры на улице.
На физкультурных занятиях, направленных на развитие естественно – научной грамотности я использую темы: «Здоровое сердце», «Соблюдай правила гигиены», «Как правильно чистить зубы»
На занятиях физической культуры используются игры для развития креативного мышления (двигательного творчества). Креативность – это неизменная спутница творчества. Дети сталкиваются с проблемной ситуацией и ищут способы ее решения, проявляют смекалку. Например, с помощью какого инвентаря можно быстро перебраться команде на тот берег. Дети самостоятельно создают препятствия для развлечения, а также они могут использовать шаблон для создания веселых стартов или подготовить инвентарь для занятия. Таким образом развивается креативное мышление.
Формирование математической грамотности.
Считалки, предполагающие прямой счет и называние чисел в обратном порядке в пределах 10 (при выборе ведущего – раз, два, три-седьмой справа выходи). П/и на построение, перестроение, работа со схемами
Порядковый счет
Расчет «По порядку», «На первый – второй»
Повороты «Направо», «Налево».
Выполнение ОРУ с предметами:
-Положить перед собой, справа, слева от себя.
-Повороты направо, налево, кругом.
Формирование финансовой грамотности
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Формируется представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. Стараюсь воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам.
Подвижные игры, спортивные развлечения также могут использоваться для формирования финансовой грамотности. Например: спортивное развлечение “Путешествие в страну Финансов”, “Потерянный кошелек”, где у воспитанников формируются такие понятия как «финансы», «дороже – дешевле», «чужое-свое», воспитываются честность и справедливость, а также сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье детей.
А. А. Леонтьев:
Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.