Зубова Наталья
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольников через массаж карандашом»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольников через массаж карандашом»
Массаж карандашом : простые приемы для развития мелкой моторики рук
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук дошкольников через массаж карандашом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Массаж карандашами
- Массаж. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Давайте разучим комплекс упражнений с элементами самомассажа : дети услышат увлекательную историю в стихах и попробуют показать ее, используя простой карандаш и собственные пальчики. Интересно?
Тогда немного теории.
Движение рук тесно связано с развитием речи : вы просто сгибаете и разгибаете пальчики годовалого малыша, играете в «Сороку-белобоку», по сути, используя самые элементарные приемы массажа, а процесс овладения речью ускоряется почти вдвое!
Все дело в близости речевой и двигательной зон, их соседствующем представительстве в коре головного мозга. Широко известны исследования профессора М. М. Кольцовой, экспериментально установившей, что формирование речевых областей совершается, в том числе, под влиянием импульсов от движений рук: возникнув в двигательной зоне импульс быстро распространяется и на близкую к нему – речевую. Так начинают расходиться круги по воде от брошенного кем-то камня.
Дошкольная педагогика давно и с успехом использует пальчиковые игры:
Увы, практика последних лет убедительно доказывает: современные дети нуждаются в чем-то большем. Сегодня увеличилось число дошколят, которые не любят рисовать и лепить, с трудом застегивают пуговицы и завязывают шнурки, едва удерживают ножницы. Это плата за достижения цивилизации. В XXI веке, ребенок, свободный от ручной работы по дому, все хуже чувствует мышцы собственных рук.
Стимулировать кинестетические ощущения от мышечных движений, улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев, нормализовать мышечный тонус и добиться необходимой силы мышц могут помочь пальчиковые игры, дополненные приемами самомассажа.
Как и классическая пальчиковая игра, игры с элементами самомассажа, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений или рифмовок. Такая игра привлекает ребенка, делает ее наполненной смыслом, а значит, интересной малышу. При этом играть предлагается с обычным карандашом.
Во-первых, потому что он всегда под рукой: и в художественном уголке в детском саду, и на полочке дома; карандаш используется во время изо-деятельности, и игра с ним легко вписывается в занятие.
Во-вторых, речь идет о пропедевтике детского страха: сегодня малыш «подружился» с карандашом, который «не хотел» рисовать, а завтра «подружится» с упрямой школьной ручкой.
И наконец, приемы, освоенные ребенком в детском саду, сослужат ему добрую службу в школе: во время контрольного списывания, когда уставшие пальчики начинают дрожать, или при подготовке домашнего задания.
Мы уверены, что хорошая игра, помноженная на желание и терпение взрослого, станет залогом успеха.
Помните, что, играя, вы помогаете руке ребенка окрепнуть, развиваете и совершенствуете его речь, а значит, заблаговременно и комплексно работаете над двумя важнейшими характеристиками, необходимыми для обучения в школе.
А теперь - практика.
Упражнение 1. «Самомассаж ладоней»
Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямлены и направлены вперед. Начните прокатывать карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек.
Обратите внимание, для игры лучше выбрать карандаш с граненой поверхностью: его легче удерживать, а грани значительно усиливают массажный эффект.
Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я его в руках качу: вперед, назад и как хочу!
Упражнение 2. «Самомассаж ладоней и пальцев»
Зажмите карандаш между ладонями. Поверните их так, чтобы ладонь левой руки была направлена вверх. Начните выполнять прокатывающие движения карандашом : вперед – назад. Старайтесь, чтобы карандаш «добегал» до кончиков пальцев. Поменяйте положение: теперь вверх направлена правая ладонь.
Карандаш бежит вперед, Поменяй-ка, друг, ладошку :
Потрудись еще немножко. А потом- наоборот.
Карандаш бежит вперед, Эй, ребята, не зевайте
А потом – наоборот. Карандашик не роняйте!
Упражнение 3. «Самомассаж кончиков пальцев»
Зажмите карандаш в правой руке, между подушечками большого и указательного пальцев. Кончик карандаша «смотрит» в пол. Сделайте несколько перетирающих движений: вперед-назад. Повторите упражнение, зажав карандаш между большим и средним, большим и безымянным пальцами, большим и мизинцем. Переложите карандаш в левую руку. Пальчики правой потяните, напрягая: раз и два («Потянулись. Потянулись!»).
Так, ладошки разбудили.
Ну а пальчики забыли?
Ходит в гости карандаш :
Каждый пальчик будит наш!
Здесь все пальчики проснулись:
Потянулись. Потянулись!
Выполните упражнение для левой руки.
Снова в гости мы идем. И здесь все пальчики проснулись:
Карандаш с собой зовем. Потянулись, потянулись!
Ходит в гости карандаш :
Каждый пальчик будит наш!
Упражнение 4. «Самомассаж внешней стороны кистей рук»
Карандаш положите на стол горизонтально. Накройте его ладонью правой руки. Левой выполняйте поглаживающие движения: от запястья до кончиков пальцев.
Гладит ласково ладошка :
Ручка отдохнет немножко.
Поменяйте руку и повторите упражнение.
«Киса, киса», - как кота
Гладит ласково рука.
«Встряхните» руки (частые потрясывающие движения кистями) :
Отдохнули и опять
Будем весело играть.
Упражнение 5. «Молоток и гвоздик» : самомассаж подушечки большого пальца»
Зажмите карандаш в правой руке, удерживая его вертикально четырьмя пальцами. Кончиком большого пальца проталкивайте карандаш вниз. Выполните упражнение 5 раз.
Что если нам построить дом?
Пальчик будет молотком.
Гвоздем станет карандаш,
Он помощник верный наш.
Словно гвоздик забиваем:
Пальцем карандаш толкаем.
Повторите для левой руки:
И другой рукой скорей
Еще пять гвоздиков забей.
Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Вот какой хороший дом…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Всем найдется место в нем»). Вот такой хороший дом. Всем найдётся место в нём.
Упражнение 6. «Крепкий дом» : самомассаж (глубокий) кончиков пальцев»
Карандаш в правой руке. Удерживайте его вертикально между четырьмя крепко сжатыми пальцами и большим. Сильно нажмите пальцами на карандаш, словно хотите сломать его. Расслабьтесь. Повторите пять раз.
Крепкий дом? Давай проверим
Прочны ли в доме стены, двери?
Выполните упражнение, переложив карандаш в левую руку.
Да, они прочны. Теперь
Крыльцо и крышу ты проверь.
Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Дом надежный. Значит, ясно…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Будет в доме безопасно»)
Упражнение 7. «Лесенка» : динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Зажмите карандаш вертикально : его нижний конец должен оказаться между основанием большого пальца и ладонью. Перехватите карандаш сверху другой рукой. Выполняйте перехваты, меняя руки. Добравшись до верхнего края, переверните карандаш. Повторите упражнение.
Мы по лесенке зайдем
В наш красивый прочный дом
Упражнение 8. «Крючки» : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Удерживайте карандаш в горизонтальном положении, зацепив указательными пальцами у концов. Попеременно открывая-закрывая пальцы-«крючки», передвигайте их к середине.
Куртку на крючок повесь.
Я всех прошу раздеться здесь.
Закройте за собою дверь.
И проходите в зал скорей.
Упражнение 9. «Вытираем пыль» : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Большим и указательным пальцами правой руки удерживайте карандаш за кончик параллельно полу. Тремя пальцами из большого, указательного и среднего пальцев левой руки выполняйте скользящие движения по карандашу, словно натирая его: вперед- назад.
Сколько грязи! Сколько пыли!
В доме мы прибрать забыли?
Тряпку в руки мы возьмем,
Стекла, мебель, пол протрем.
Поменяйте руки.
Ну, друзья, еще чуть-чуть
И можно будет отдохнуть.
Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Ах, какая красота…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Теперь в доме чистота»).
Упражнение 10. «Флейта» : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Удерживайте карандаш горизонтально пальцами обеих рук. Кончики пальцев левой руки направлены к вам, правой – в противоположную сторону. Последовательно поднимайте и опускайте пальцы, имитируя игру на флейте: указательные, средние, безымянные, мизинцы, - и обратно: мизинцы, безымянные, средние, указательные.
Садитесь, дети, чай попейте,
А я сыграю вам на флейте.
Кто хочет мне помочь играть?
Прошу за мною повторять.
Упражнение 11. «Флажок» : динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Удерживайте карандаш вертикально : сначала четырьмя пальцами правой руки (большой отведен в сторону, потом большим пальцем и ладонью.
Для танцев нужен нам флажок.
Кто станцевать с флажком бы смог?
Поменяйте руки.
Ну что ж в сторонке вам стоять?
И вас попросим станцевать.
Упражнение 12. «Принеси пирог» : динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Зажмите карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. «Шагайте» по столу, удерживая карандаш.
Ну а теперь пирог несите,
Но только, чур, не уроните.
Поменяйте руки.
Мы выпьем чаю с пирогом.
Какой гостеприимный дом!
Упражнение 13. «До-сви-да-нья» : динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Поверните руки ладонями друг к другу. Удерживайте карандаш за концы основаниями больших пальцев. Подушечки пальцев правой руки последовательно касаются одноименных пальцев левой: указательные («До», средние («сви», безымянные («да», мизинцы («нья»). Повторите 3 раза: «До-сви-да-нья!», «До-сви-да-нья!», «До-сви-да-нья!».
Увы, уже пора прощаться. Вы выполнили все задания.
Нам с вами надо расставаться. Давайте скажем: «Досвидания!»
Опустите карандаш. Встряхните кисти, сделайте синхронный жест руками: «Пока-пока».