валентина сушина
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей».
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук детей»
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук детей“,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий хорошо развитую мелкую моторику, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики : пальчиковая гимнастика, массаж, выкладывание узоров из мелких камешков, круп; завязывание и развязывание узелков; лепка из глины или пластилина; перематывание цветных клубочков ниток; выкладывание из счетных палочек; нанизывание колец разной величины, бус, бисера, пуговиц; упражнения со шнуровочками, застежками, мозаикой, прищепками и т. д. Но следует помнить! Все игры с мелкими деталями должны проходить под контролем взрослого! Не допускать попадания в рот, нос, уши игрового материала, типа бусин, пуговиц, палочек и др. Это опасно!
Пальчиковая гимнастика
«Апельсин»
Мы делили апельсин (Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук).
Много нас, а он один. (Поочередно загибают пальцы на правой руке).
Эта долька –для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька –для утят,
Эта долька –для котят,
Эта долька –для бобра,
Разводят руки в стороны.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда (Грозят указательным пальцем).
Разбегайтесь кто куда (Имитируют бег пальцами по столу).
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыпленок (Большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с мизинца).
У гусыни есть гусенок,
У индюшки –индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши (Показать все пальчики, «играя» ими).
Все красивы хороши!
Мозаика (конструктор, бусы, пуговицы)
Мозаика (конструктор)
Величина деталей вашего конструктора зависит от навыков вашего ребенка. Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите крупный конструктор и крупную мозаику. Из конструктора помогите малышу сначала построить башню, затем кукольную мебель и пр. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (елочки, машинки, домики).
Бусы, пуговицы
Продаются готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины разной формы и даже пластмассовая иголочка. Но эту игру можно изготовить самим. Для этого потребуется шнурок с плотным концом и старые бусины или пуговицы с крупными отверстиями. Пусть ребенок пофантазирует и нанизывает бусы в произвольном порядке. Можно попросить нанизать бусы только одного цвета, формы. Из пуговиц можно выкладывать различные картинки: домик, цветочек, рыбка, кораблик и др. Если ребенку сложно самостоятельно выполнить это задание, можно использовать контур предмета.
«Цветок»
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом.
Рос цветок на тонкой ножке-
Белый с желтеньким глазком. (М. Познанская)
Счетные палочки
В качестве примера сделайте заранее заготовки фигурок, которые дети будут выкладывать: квадраты, треугольники, елочки, снежинки, ракеты, кораблики, ромашки и др. Если нет разноцветных счетных палочек, можно использовать спички, предварительно отрезав головки. Детям, изучающим буквы, можно предложить выложить их из счетных палочек.
Ромашка, словно солнышко,
Из спичек получилась.
И теперь вся комната
Лучами озарилась.
Шнурочки
Шнуровки продаются готовые (деревянные, картонные, пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, елочек, корзиночек, животных и т. п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. Используйте для игры кукольную одежду и обувь. С помощью обычного цветного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует пуговицу, домик и др.
Лепка
Для лепки можно использовать пластилин, глину и воск. Не отказывайте ребенку в удовольствии полепить из теста, причем тесто для лепки легко приготовить таким способом: смешать 2 стакана муки+1 стакан соли +1 стакан подкрашенной пищевым красителем воды. Чтобы тесто не засыхало, добавьте в него 2 столовые ложки подсолнечного масла. Готовые изделия высыхая, застывают. Можно подсушить в духовке, тогда изделие будет крепче. После просушки можно раскрасить гуашью.
Из пластилина овощи,
Из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи
Я даже торт для куклы.
Разноцветные прищепки
Прищепки – настоящая находка для родителей, которые хотят развить у ребенка умственные способности. Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному).
Прищепки могут выступать в роли лапок и хвостов у животных, насекомых; иголок у ежика; лучиков у солнышка; крыльев и хвоста у самолета; плавников и хвоста у рыбки; верхушек у репки и моркови. На плотной бумаге нарисуйте, а затем вырежьте изображения без каких-либо частей. Недостающие детали дополняем прищепками.
Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Литература:
1. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики,развитие речи/авт. -сост. Н. Л. Стефанова. -Волгоград:Учитель,2013.-261с.
2. Пальчиковые игры/Е. П. Пименова. -Ростов н/ Д:Феникс,2007.-221,[1]с. -(Мир вашего ребенка).