Бондарева Татьяна
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук по методике М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики
по методике М. Монтессори»
консультация для родителей группы раннего возраста
Воспитатель:
Бондарева Т. В.
2023 г
Развитие мелкой моторики по методике Монтессори
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук по методике М, Монтессори“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В последнее время методика Марии Монтессори стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются - самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки.
То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.
Мария Монтессори утверждала, что детей нужно объединять не по возрасту, а по уровню развития, по степени усвоения материала.
Основная цель — это развитие мелкой моторики рук — нанизывание бусин, пересыпание круп, сортировка макарон и бобовых, переливание воды и так далее.
По этой методике дети учатся свободно, без критики и принуждения. Мария Монтессори считала, что как похвала, так и наказание вредны.
Дети воспринимают лучше, когда сами определяют свой ритм и способ учебы. Поэтому в центрах Монтессори дети сами выбирают темы и способы изучения. Обучение должно быть в радость ребенку. Это дает уверенность в себе и усиливает эффективность.
Для детей должны быть созданы все условия — мебель должна соответствовать их росту и физическим способностям. Ребенок должен быть в состоянии поднять стул и перенести в удобное для себя место. Перетаскивание стульев Мария рассматривала как упражнение для развития моторики. Только тут есть одно условие — делать все надо тихо и не мешать остальным.
Роль взрослого - не делать что-то за ребенка, а дать ему сделать это самому. Это тяжелый и кропотливый труд, зато благодарный.
Методика Монтессори вырабатывает в детях усидчивость, порядок и воспитанность в обществе. А это немаловажно.
Упражнения по Монтессори в домашних условиях
Пересыпание риса из кувшина в чашку и наоборот. Это помогает ребенку отрабатывать точность движений. Упражнение можно усложнить, если вместо риса использовать воду.
Собрать несколько бутылок разного размера и попросить ребенка подобрать к ним крышки. Это поможет развить глазомер и точность движений;
Пуговицы разных цветов сортировать по баночкам таких же цветов. Развивает мелкую моторику, внимательность и изучение цветов;
«на ощупь» опознавать знакомые предметы. Собрать несколько знакомых игрушек в непрозрачный мешок и предложить ребенку угадать, что за предмет на ощупь.
Игры по методике Монтессори :
Сопоставление
Цвета. Игра с сопоставлением цветов очень популярна на занятиях для раннего развития ребенка. Все, что потребуется — разноцветные прищепки, картонный круг с ячейками разных цветов.
Ребенку очень понравится разучивать цвета в игровой форме.
Машины и животные. Ребенок с еще большим удовольствием будет сопоставлять картинки с имеющимися у себя игрушками: фигурками животных или машинками. Родителям надо будет только подготовить картинки с похожими изображениями.
Сортировка
Форма и оттенки цвета. Сортировка и распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений в методиках раннего развития. Перемешайте карточки с разными оттенками цвета, а ребенок пусть их группирует.
Столовые приборы и фигуры. Развивая ребенка по методике Монтессори, в играх можно применять все, вплоть до столовых приборов, ведь такой подручный материал,как нельзя кстати подходит для игр в сортировку. А еще баночки, мячики, бутылочки, разные емкости и, конечно же, бруски из деревянного конструктора ребенка.
Мелкие предметы
Монетки, бусинки, камушки. Перекладывание мелких предметов из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.
Зерно. Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.
Сенсорное развитие
Волшебный мешочек. Занимательная игра на развитие сенсорики, где ребенку на ощупь надо угадывать предметы, спрятанные в сумке. Поверьте, восторгу малыша при правильном угадывании не будет предела.
Звуковые цилиндры. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками, из подручных средств, развивают острый слух у ребенка. Сделайте такие «звуковые" цилиндры, насыпав в несколько емкостей разных материалов: круп, монет, камешков.
Рисуем пальчиками. Одно из самых увлекательных занятий для малышей — рисование пальчиками. Такое занятие развивает мелкую моторику, любознательность, фантазию, а также помогает выучить новые цвета в результате смешивания. А еще это очень весело!
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.
Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, если развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система-главное заниматься с малышом увлекательными вещами, которые доставляют удовольствие и ему и взрослому.
Список использованной литературы:
1.«От рождения до школы» - примерная основная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С. ,Васильевой М. А.
2. Орлова Дарья. Большая книга Монтессори : система раннего
развития, которая потрясла мам. Санкт-Петербург, 2010 — 185с.
3. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори : популярные развивающие методики, ЭКСМО, 2008-224 с.
4. Капустина Г. Система Монтессори в комплексе «Маросейка». «Народное образование». №1, 1995 г.
5. Хилтунен Е. Бусинки, коробочки, баночки. Проблемы развития Монтессори-педагогики в России. Учительская газета №47- 1993 г.