Юмаева Юлия
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. Особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого - помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста и выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проводятся в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка. Способы и средства развития мелкой моторики
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Крышки Шнурки Куклы Краски
Игры с пластилином Природный материал Игры с Пальчиковый Прищепки, пуговицы, конструктором, мозаикой театр бусы Массаж кистей рук и пальцев
Прежде чем приступить к основным упражнениям, желательно помассировать и размять руки. Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и
пощипать ладошки и загибать пальчики. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Также можно использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях. Чтобы массаж проходил интереснее, в качестве ручных тренажеров можно использовать разнообразный природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны. Сопровождать массаж можно стихотворением. Например,
Я кручу в руках орех, Чтобы был круглее всех. Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Например,
Для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Например: «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Бежит ежик по дорожке, У него кривые ножки, Весь иголками оброс, - Жалко ежика до слез. К. Шефер
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо - влево, между ладонями.
«Ножницы». Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы. «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу. «Лодочка». Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Например: Котята Все котятки мыли лапки, Вот так, вот так! Тереть ладошки друг о друга
Мыли ушки, мыли брюшки, Вот так, вот так! Тереть ладонями то уши, то живот А потом они устали, Вот так, вот так! Приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза Сладко-сладко засыпали, вот так! Сложить ладони вместе под голову набок, положив ее на ладони. Дом Молоточком я стучу, Постукивать кулачками друг о друга Дом построить я хочу. Соединить кончики пальцев обеих рук Строю я высокий дом, Поднять выпрямленные ладони вверх Буду жить я в доме том. Похлопать в ладоши Колобок Тесто мы месили, Делают круговые движения кулачками Пирожки лепили. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Лепят «пирожки»
Получился колобок. Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони Игры с крупой, бусинками, пуговицами, бросовым материалом Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Примеры игр с крупами:
Пересыпаем крупу
Прячем ручки
Разложи по тарелочкам
Найди игрушку
Отгадай, какая крупа в мешочке
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Игры с крышками от пластиковых бутылок Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, помогут решать логические задачи, разовьют творческие способности. Как играть: учить закрывать и открывать бутылки; сортировать по цветам (по коробочкам или баночкам); выкладывать цветные дорожки и ходить по ним; выкладывать ковры из крышек и ходить по ним босыми ногами; строить различные картины, узоры; нанизывать на нить. Шнуровки. Зачем они?
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Все они делятся на три вида: 1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали. 2. Пуговицы. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
3. Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков. При желании такие пособия можно сделать самостоятельно. Работая со шнуровками, ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться. Игры с прищепками Игры с прищепками – это отличная тренировка для пальчиков. Ведь нужно затратить достаточно стараний и усилий, чтобы прикрепить прищепку. Обычные бельевые прищепки — это незамысловатый и доступный материал, который есть в каждом доме. Расскажите ребенку, что держать прищепку надо тремя пальчиками, что при нажатии пальчиками на края прищепки – она «открывает ротик», а при ослаблении пальчиков прищепка – «закрывает ротик». Пальчиковый театр Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «куклы-марионетки.
Рисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а
потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Игры с конструктором, мозаикой
Игры с разным конструктором и мозаикой способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности, творческих способностей и произвольных действий ребёнка. Мозаика представляет собой перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно. Игры с природным материалом Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. Игры с песком
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Уважаемые родители! Не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами! Желаю вам успехов в совместной деятельности с вашими малышами!