Алена Григорьева
Консультация для родителей «Развитие медиаграмотности у детей дошкольного и школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольники активно интересуются информационно-коммуникативными технологиями, а многие из них уже освоили некоторые функции планшета, персонального компьютера и возможности сети Интернет.
Наши дети уже умеют самостоятельно пользоваться многими бытовыми приборами и техникой: телевизором, пылесосом, DVD-проигрывателем, компьютером, мультимедийным оборудованием, и т. п., что указывает не только на рост их самостоятельности, огромный прорыв в развитии науки и техники. Несмотря на положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и Интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие медиаграмотности у детей дошкольного и школьного возраста“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети. Они, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы: отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.
Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и родителей. Если грамотность в широком понимании термина - не только умение читать и писать на предложенном языке, но ещё и способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, то медиаграмотность - это умение как понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их. Информационная грамотность добавляет к этому комплекс умений работать с информацией - классифицировать её по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами.
Медиаграмотность - необходимый навык в век цифровых технологий. Это умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Дети сейчас получают огромное количество информации из разных источников, и среди них не только традиционные СМИ, к которым привыкли их родители (телевидение, радио, газеты и журналы). Это ещё и текстовые сообщения, мемы, видеоролики, социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Но все медиаресурсы объединяет одно : кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины лежит в основе медиаграмотности. Медиаграмотность необходима для всех граждан, чтобы они могли:
• думать, анализировать, оценивать, задавать вопросы о том, что они смотрят, слышат или читают;
• узнавать пропаганду, цензуру, ангажированность;
• понимать, как медиасобственность и модель ее финансирования влияет на контент новостей;
• декодировать экономические и политические месседжи;
• оценивать автора публикации или репортажа;
• сравнивать ценности, которые насаждаются медиа, со своими собственными ценностями;
• самим создавать независимые медиа и вести себя как активные, требовательные и ответственные граждане.
Ключевые концепции медиаграмотности :
• медиамесседжи создаются человеком или группой людей (организацией);
• каждый месседж конструируется для достижения определенной цели;
• месседж содержит точку зрения или систему убеждений;
• любой месседж содержит точку зрения или систему убеждений;
• разные люди могут интерпретировать месседжи по-разному;
• медиа месседжи используют для получения власти или контроля. Это может касаться мыслей, решений или выбора того, над кем эта власть или контроль установлены, в вопросах, связанных с медиатематикой.
Медиа так интегрировались в наше повседневное жизненное пространство, что большинство людей их просто не замечают, а потому не способны критически оценивать, подвергать сомнению все, что они читают или воспринимают через визуальные образы и звуки.
Массмедиа это :
• печатные (книги, периодическая пресса);
• радио;
• телевидение;
• интернет-медиа;
• кинематограф.
Но сегодня новые медиа - это также :
• мобильные телефон;
• интернет;
• цифровые устройства, МР3-плееры;
• видео и компьютерные игры, другие музыкальные записи (например, CD или просто записи);
• билборды и другие типы рекламы (в том числе слова или картинки на одежде, информация в магазинах или на стадионах, упакованные продукты, а также постеры и флаеры.
Тем не менее начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.
Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно на родителей ложится ответственность правильного выбора учебных программ, контроля общения в сети, выбора компьютерных игр. Если один из родителей позволяет себе просиживать у компьютера до полуночи, а иногда и до утра, играя в сети, огромная вероятность того, что ребенок сделает тоже самое, не смотря на то, что многое услышано о вреде компьютерных игр.
Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность. Для ребенка родитель должен быть другом, советчиком, вместе с ребенком познавать новые интернет ресурсы, уметь создавать территорию безопасного Интернета. Совместная работа поможет не только сплотить детей и родителей, но даст возможность почувствовать себя единым целым, что очень важно при воспитании ребенка.