МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у дошкольников»

Коротаева Лидия Николаевна
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у дошкольников»

Консультация для родителей

Уважаемые родители. Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как сделать речь наших детей грамматически правильной, богатой, содержательной.

Мы хорошо знаем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития ребёнка. Ведь, чем правильнее, богаче речь, тем проще ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми. Хорошая речь - залог успешного развития всех психических процессов ребёнка. Бедный словарный запас, нарушения грамматического строя создают серьёзные препятствия для успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому требуется серьёзная и своевременная работа по устранению данных нарушений.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие грамматического строя речи у дошкольников“» размещена в разделах

Так что же такое лексика и грамматика. Так как мы имеем дело с научным понятием, проясним его суть. Речь любого языка имеет четкую структуру. Словарный запас – это основа, кирпичики. Различают активный (слова, которые ребёнок употребляет в своей речи) и пассивный (слова, которые ребёнок понимает) словарь. Постепенно у ребёнка растёт как количественный, так и качественный рост словаря. Быстрее всего ребёнок усваивает предметно-глагольный словарь. Имена прилагательные, наречия появляются позже, так как имеют более абстрактное значение. Чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами родного языка. Четкие правила, как сочетать слова друг с другом, чтобы образовывались внятные предложения со смыслом, называют грамматическим строем речи.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, в ходе игры, в ходе бесед с родителями, в любых видах детской деятельности, опосредованных словом. На развитие грамматического строя речи могут влиять разные факторы:

• врожденное языковое чутье;

• речевая среда;

• форма общения взрослых;

• стиль общения родителей с ребёнком;

• целенаправленное педагогическое воздействие, в том числе и в домашних условиях.

Развитие речи ребёнка происходит постепенно. Идёт освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного – двух предложений. Затем идёт освоение диалогической формы речи со взрослыми.

Формируются такие грамматическими категориями как род, число, время, лицо. Ребёнок учится правильно употреблять предлоги правильно согласовывать существительные с прилагательными. В ходе речевого развития в речи детей могут появляться забавные детские словечки. Ребёнок создаёт собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. Но, чтобы в речи ребенка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи. В силах родителе помочь своему ребёнку овладеть необходимыми навыками. Для этого можно использовать различные игровые упражнения, которые можно организовать в домашних условиях.

Игра, в том числе и речевая игра, наиболее приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В игре достаточно сложный речевой материал, каким является усвоение правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко и непринуждённо, вполне естественно. Дети играют в такие игры с большим удовольствием, не замечая, как развивают свои языковые способности, как используют в речи грамматически правильные образцы речевых высказываний. Задача родителей демонстрировать эти правильные образцы во время общения с ребёнком, во время игр.

Существует большое количество игр, которые можно организовать в кругу семьи. Это могут быть игры с предметами, настольно-печатные игры, дидактические словесные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, компьютерные игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые виды игр, которые можно проводить с использованием мяча. Эти игры не требуют длительной подготовки и картинного материала, в них можно играть даже на прогулке.

Возможные варианты игр с мячом:

• перебрасывание мяча друг другу,

• прокатывание мяча, сидя на ковре или за столом,

• бросание мяча об пол, ловля его двумя руками,

• бросание вверх и ловля двумя руками,

• перекрёстное бросание двух мячей.

«Один – много». Игры на образование слов во множественном числе. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово в единственном числе, а ребенок возвращает мяч и называет это слово во множественном числе. Например: с существительными: мяч – мячи, птица - птицы, игрушка – игрушки. Можно усложнить игру, добавив к существительному прилагательное: красный шар – красные шары, пушистый котенок – пушистые котята или глагол: книга упала – книги упали, машина едет–машины едут, а можно и прилагательное и глагол: красный шарик улетел – красные шарики улетели, легковая машина приехала –легковые машины приехали и т. д.

«Чего много?» Игры на образование существительных в родительном падеже множественного числа. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: - У меня яблоко, а у тебя много… яблок, у меня машинка, у тебя много … машинок и т. д.

«Назови ласково». Игра на образование уменьшительно-ласкательной формы слов. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово, а ребенок возвращает мяч и называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме. У меня платок, у тебя… ребенок возвращает мяч со словом платочек (дом – домик, рука – рученька, кукла – куколка и т. д.). Аналогично можно играть для образования уменьшительных форм прилагательных. Взрослый произносит часть фразы, а ребёнок ее заканчивают, добавляя слово. Цветок красный, а цветочек …красненький. Яблоко сладкое, а яблочко … сладенькое и т. д.

Игры «Я – Ты», «Я – Он», «Он – Они», «Мы – Вы». Игры на спряжение глаголов. Взрослый бросает мяч и говорит: я иду – ты… Ребёнок возвращает мяч и отвечает: …идешь (я читаю – ты…читаешь; он играет– они…играют, он бежит– они…бегут; мы идем – вы… идете, мы читаем – вы… читаете).

Игры «1 – 2», «1 – 5», «2 – 5». Игры на согласование существительного с числительными. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: У меня один мяч – у тебя 2…мяча, одно яблоко– у тебя 2…яблока, или – у меня один мяч – у тебя 5…мячей, одно яблоко– у тебя 5…яблок, или - у меня два мяча – у тебя 5…мячей, пять яблок– у тебя 2…яблока.

«Какой? Какая? Какие?» Игры на образование относительных прилагательных. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, из чего сделан предмет, а ребенок возвращает мяч и называет прилагательное, образованное от данного существительного, например: стакан из стекла - … стеклянный, тетрадь из бумаги - … бумажная и т. д.

«Чья? Чье? Чьи?» Игры на образование притяжательных прилагательных. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, например: хвост собаки, чей? Ребенок возвращает мяч, и отвечает: собачий; лапа медведя, чья? Медвежья и т. д.

«Составь слово». Игра на формирование умения образовывать сложные слова. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит два слова, из которых ребенок должен составить одно слово, например: Сам летит - … самолёт, пыль сосет - … пылесос, воду возит - … водовоз и т. д.

«Скажи наоборот». Игры на употребление слов, имеющих противоположное значение. Взрослый бросает мяч и называет слово, а ребенок возвращает мяч, называет слово с противоположным значением. Например: далеко – близко, хорошо – плохо, день – ночь, широкий – узкий, поднять – уронить и т. д.

«Назови детёнышей животных» (С перекидыванием мяча)

Взрослый называет животного, ребёнок называют его детёныша: У кошки -…котёнок, у лисы -…лисёнок, у коровы - …телёнок и т. д.

«Исправь ошибку» (Работа с деформированными предложениями). Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит деформированную фразу, ребёнок исправляет ошибку и возвращает мяч: «Рыба поймала рыбака» – «Рыбак поймал рыбу».

Надеюсь, что данный материал поможет вам интересно и с пользой провести время с ребёнком, организовать семейный досуг. А самое главное, сделает речь вашего ребёнка правильной, содержательной и красивой.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи у дошкольников»
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 20:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД