жанна лавренко
Консультация для родителей «Развитие движений у малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
На современных этапах развитиях Российского общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Современные условия жизни (транспорт, комфорт в домах, компьютеры и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие движений у малышей“» размещена в разделах
О значении двигательной активности детей говорится в трудах выдающихся педагогов: Я. А. Каменского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского,
А. С. Макаренко.
Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Ведь научно – технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, коснулся условий быта самого ребенка, его основной деятельности – игры.
Однако ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратится и к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умение действовать «рядом» и «вместе с другими. Этот ключ – движение!
Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности?
Физиологи считаю движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходя через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения – важное средство воспитания.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.
А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений?
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Что делать, если дети очень подвижны или однообразно малоподвижны; если они импульсивны, не организованны, возбудимы или не уверенны в своих возможностях, пассивно ждут помощи со стороны взрослого обидчивы, медлительны?
Необходимо создать дополнительные благоприятные условия. Пополнив имеющийся у вас набор игрушек, пособий и оборудования, способствующих развитию двигательной активности детей, разместите все это так, чтобы дети могли свободно пользоваться тележками, колясками, лошадками, каталками, а так же надувными игрушками (рыбы, круги, черепахи и т. д.)
Особое внимание у малышей вызывает прикрепленный к полу вращающийся глобус, на котором изображены животные, птицы и т. д., а так же фанерные плоскостные фигуры (петух, кошка, заяц, матрешка). Малыши с удовольствием поднимаются на носочки, чтобы посмотреть на гребешок и бородку петуха, играю в прятки с зайцем, показывают матрешке, как надо ходить по дорожкам (прямой и извилистой).
Чтобы научить детей лучше ориентироваться, меняем эти фанерные фигуры местами, постепенно пополняем их новыми, придумываем интересные игровые упражнения, чтобы добиться разнообразия в их использовании. Малыши, преодолевая препятствия на пути к сундучку (перелезая через валики, перешагивая через жучка, радуются, находя в нем неожиданные сюрпризы (султанчики, нагрудные знаки и т. д.). Игрушки и пособия для игр (фляжки, мячики, ленточки и т. д.) должны быть яркими, красочными, иметь разнообразную форму: квадратную, прямоугольную, треугольную.
В свободное время дети могут ползать по клеенчатой дорожке, подниматься на кубы или чурбачки, идти по прямой суконной, или ребристой дорожке, ползать под дугу с колокольчиком, на высоте поднятой руки доставать бабочку либо цветочек. Выполняя эти упражнения, дети приобретают навыки в основных движениях, что способствует правильному развитию детского организма и формирует двигательную активность.
Вызвать интерес к движениям помогают стихи, песенки, потешки:
Дима шел, шел, шел
И шишку нашел.
Поощрение действий ребенка вызывает у них желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только синий мешочек с песком, но и красный, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Научить детей различным действиям с одной и той же игрушкой: машину можно возить и быстро, и медленно, и нагруженной кубиками или пустой, по длинной или короткой дорожке, ее можно катать рукой или за веревочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т. д.
Такое разнообразие использование игрушки не только обогатит двигательный опыт детей, но и позволит сократить до необходимого минимума число игрушек и пособий.