Елена Власова
Консультация для родителей «Разноцветная математика»
Консультация для родителей «Разноцветная математика»
Как поддерживать у ребенка интерес к математике не только на специально организованных занятиях в детском саду но и дома.
Рассмотрим возможность развития математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Разноцветная математика“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Изобразительная деятельность входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Она включает в себя следующие виды продуктивной деятельности:
1) рисование
– искусство изображения существующих или воображаемых предметов на плоской поверхности с помощью карандашей, восковых и цветных мелков, красок;
2) лепка –
воспроизведение объемного изображения существующих или воображаемых предметов из пластичного материала (глины, теста, пластилина);
3) аппликация
– художественное изображение, узор, созданные путем наклеивания на основу (тканевую или бумажную) разноцветных деталей из ткани, бумаги, соломки, меха и др.
Приведу примеры, каким же образом можно использовать методы развития математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности. Во время рисования и лепки дети сталкиваются с необходимостью изображения объектов окружающего мира, которые им известны и хорошо знакомы. Воспроизведение предметов требует осмысления их качества, выделения характерных особенностей и деталей, овладения средствами и способами изображения.
При организации рисования можно закреплять знания детей о форме предметов, сравнению их по размеру, расположению в пространстве.
В процессе изображения, лепки предметов ребенок получает наглядное представление о значении понятий «количество», «больше», «меньше», «выше», «ниже» и т. п
Выполнение аппликаций из геометрических фигур развивает навык восприятия структуры целостного объекта. Располагая детали – элементы аппликации – на плоскости, ребенок закрепляет знания основных свойств фигур, запоминает их особенности. В процессе подобной деятельности с геометрическими фигурами формируется умение обобщать, выделять существенные признаки объектов, устанавливать отношения и соответствия между ними. Дети учатся объединять предметы в группы по общим признакам, устанавливать различия в их практическом применении.
Примеры заданий по развитию математических представлений дошкольников на материале изобразительной деятельности.
Рисование.
Задание 1.
Нарисуй два круга. Нарисуй столько же треугольников. Закрой ладошкой одну фигуру. Сколько осталось кругов? Треугольников? Каких фигур больше, каких меньше?
Задания такого вида можно предложить детям 4 – 5 лет. В процессе его выполнения ребенок закрепляет: знания о форме предмета; понятия «столько же», «больше», «меньше»; навыки счета в пределах 3.
Задание 2
Нарисуй три квадрата в порядке нарастания их величины: маленький, средний и большой. Подобные задания можно предложить детям 5 – 6 лет. Они направлено на закрепление: знаний о размере и форме предметов; навыков счета в пределах 3;
Задание 3
Нарисуй две нити: короткую вверху, а длинную внизу листа. Размести на короткой нити 4 бусины, а на длинной – 6. Какой формы бусины ты нарисовал? Сколько бусин на двух нитках?
Задание такого вида предназначено для детей возраста 6 – 7 лет. Оно позволит закрепить: счет в пределах 10; состав числа 10; сложение чисел; форму предметов; ориентировку на листе бумаги.
Задание 4.
Нарисуй три одинаковых тарелки, на первой – восемь морковок, на второй – шесть, на третьей – четыре. Под каждой тарелкой нарисуй столько треугольников, сколько не хватает до 10.
Задание подобного типа предназначено для дошкольников 6 – 7 летнего возраста. Оно позволит закрепить: форму предметов; счет в пределах 10; состав числа 10; вычитание чисел; навыки расположения предметов в пространстве.
Задание 5.
Нарисуй в центре листа квадрат, слева от него – круг, в правом верхнем углу – овал, в левом нижнем углу – треугольник. Внутри квадрата напиши цифру 3, внутри круга – 8, внутри овала – 2, внутри треугольника – 7. Раскрась зеленым цветом треугольник, красным – овал. Круг (потом квадрат) раскрась в тот цвет, который имеет фигура, при сложении чисел внутри которых получится число 10.
Задание предназначено для детей 6 – 7 лет. В ходе его выполнения закрепляются: написание цифр; счет в пределах 10; состав числа 10; сложение чисел; форма предметов; ориентировка на листе бумаги
Лепка.
Задание 1.
Вылепи маленький оранжевый шар. Вылепи ещё одну такую же фигуру. Вылепи шар, отличающийся по цвету (по размеру).
Задание можно использовать при работе с детьми 4 – 5 лет. В процессе его выполнения ребенок закрепляет: знания о форме и величине предмета; понятия «такой же», «отличающийся по цвету», «отличающийся по размеру».
Задание 2.
Вылепи две тарелки, какую форму они имеют? Вылепи и положи на первую тарелку два зеленых яблока, а на вторую – четыре. В какой тарелке яблок больше? Какой формы яблоки? Вылепи одно красное яблоко и положи его в ту тарелку, где больше зеленых яблок. Для первой тарелки вылепи столько красных яблок, сколько в ней зеленых. Сколько всего стало яблок на первой тарелке? Для второй тарелки вылепи столько красных яблок, чтобы зеленых и красных яблок в тарелке стало поровну.
Задание предназначено для работы с детьми 5 – 6 лет. Оно позволит увидеть разницу между формой круга и шара, закрепить: счет в пределах 10; понятия «больше», «меньше», «поровну».
Задание 3.
Вылепи цифру 6 и «соседей» этого числа.
Подобные задания можно предлагать детям 6-7 лет. Они направлены на закрепление: представлений о конфигурации цифр; последовательности чисел в натуральном ряду; понятий «на один больше», «на один меньше».
Задание 4.
Вылепи цифры от 1 до 5. Расположи числа в порядке возрастания (убывания).
Задания такого типа предназначены для детей 6-7 лет. Они направлены на закрепление: представлений о конфигурации цифр; последовательности чисел в натуральном ряду; навыков счета в пределах пяти, называния чисел в обратном порядке.
Задание 5.
Вылепи четыре круга. Вылепи столько колец, чтобы колец и кругов вместе стало десять. Чего больше колец или кругов?
Задание такого вида предназначено для детей 6 – 7 лет. Оно позволит закрепить: счет в пределах 10; состав числа 10; сравнение и сложение чисел; форму предметов.
Аппликация.
Задание 1. Наклей квадрат на лист бумаги. Сколько фигур на листе? Наклей два треугольника так, чтобы они располагались выше, чем квадрат. Сколько фигур на листе теперь?
Задания такого вида можно предлагать детям 4 – 5 лет. В процессе его выполнения ребенок закрепляет: знания о форме предмета; навыки счета в пределах 3; навыки ориентировки в пространстве.
Задание 2. Вырежи и наклей на лист три квадрата в порядке уменьшения их размеров: большой, средний и маленький. Подобные задания можно предложить детям 5 – 6 лет. Оно направлено на закрепление: знаний о размере и форме предметов; навыков счета в пределах 3;
Задание 3.
Дети получают по 6 одинаковых прямоугольных треугольников. Какие фигуры можно получить из двух треугольников? Найди три варианта решения задания и наклей полученные фигуры на лист.
Задание такого вида предназначено для детей возраста 6 – 7 лет. Оно позволит развивать: ориентировку в пространстве; геометрическое мышление и воображение; сопоставление сторон предметов по длине; знания о форме предметов, свойствах геометрических фигур.
Задание 4.
Дети получают круги одинакового размера из цветной бумаги. Из кругов сначала выложи, а затем наклей на лист цифру 1 (2,3 и др.). Из скольких кругов состоит цифра? Это задание позволит закрепить: представления о конфигурации цифр; счет в пределах 10; навыки расположения предметов в пространстве.
Задание 5.
Дети получают листы с рисунком, изображающим две ели. Вырежи 8 красных шаров для украшения новогодней елки. Наклей на первую елку 2 шара, а на вторую – 6. Вырежи желтые шары. Продолжи украшать елки так, чтобы на каждой было по 10 игрушек.
Задание предназначено для детей 6 – 7 лет. В ходе его выполнения закрепляются: представления о форме предметов; счет в пределах 10; состав числа 10; сложение и вычитание чисел.
Уважаемые взрослые!
Приведенные задания могут служить основой для разработки как аналогичных, так и новых типов.
В процессе изобразительной деятельности, которая является продуктивной, усвоение и закрепление математического материала детьми осуществляется эффективно и с интересом.
Это связано с тем, что дошкольники, в силу своих возрастных особенностей, гораздо лучше усваивают информацию, которая наглядна, доступна для сенсорного восприятия. Кроме того, продуктивная деятельность способствует развитию умения применять полученные теоретические знания на практике, в созидательной деятельности.
Заключение. Говоря о возможностях развития математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности, следует отметить следующее. Изучение математики
требует от ребенка значительного умственного напряжения. В процессе постижения математики за счет использования элементов рисования, лепки, аппликации у детей снижается утомляемость, появляется интерес к обучению, им гораздо легче концентрировать внимание в течение продолжительного времени.
Вам, уважаемые родители, есть из чего выбирать, что принять к сведению и передать своему ребёнку. Важно только – организовать уголок творчества дома и находить время «Поиграть с ребенком в цветную математику»
Желаем успехов!