Приложение МААМ

Консультация для родителей «Работа со словарём по лексической теме «Зима». Принципы, последовательность, значение работы»

Ирина Маслёнкова
Консультация для родителей «Работа со словарём по лексической теме «Зима». Принципы, последовательность, значение работы»
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе эволюции человек изобрёл много полезного и необходимого для поддержания собственной жизнедеятельности. Человек научился пахать поле, сеять хлеб, шить одежду, строить дом, общаться с себе подобными. Для выполнения всех этих и многих других действий человеку нужны определённые знания, умения и навыки. Например, необходимым условием для строительства здания является наличие строительных материалов. Без кирпичей и раствора невозможно возвести дом. Необходимы умелые руки, которые сделают всю нужную работу, необходим план, требуется соблюдение технологий и последовательности строительства. Только при выполнении ряда условий человек может построить добротный и уютный дом. Точно такой же принцип мы наблюдаем во всех сферах жизнедеятельности человека.

Публикация «Консультация для родителей „Работа со словарём по лексической теме „Зима“, Принципы, последовательность, значение работы“» размещена в разделах

Но, как известно, нет ничего более необходимого для человека, чем общение с себе подобными. И качество удовлетворения этой потребности зависит от инструментария. Осуществление качественного и достаточного общения как способа передачи информации подобно строительству дома. Тут важно всё : и стройматериалы, и планирование строительства, и качество строительства. Какая связь, спросите вы? Самая прямая. Речь состоит из многих компонентов: лексика (словарь) – это кирпичики, грамматический строй речи (предлоги, падежи, времена, числа, суффиксы) – это цементный раствор, речемыслительная деятельность (мышление и память) – это план строительства. Очевидно, что без какого-либо компонента невозможно получить качественный продукт. Но, в основе всего, как мы видим, лежит лексика. Это тот самый, необходимый строительный материал без которого вообще невозможно построить здание речи.

Каждый, вновь рождённый, член человеческого сообщества приходит в мир без языка, без речевых средств, но с возможностями для их накопления и усвоения. Однако, в силу различных причин, эти возможности у всех разные. У одних они велики и позволяют таким людям в последующем становиться полиглотами и энциклопедически образованными людьми, таких единицы. У других эти возможности средние. Таких людей большинство, они свободно овладевают речью и знаниями, не нуждаясь в дополнительной помощи, естественным путём. Третьим, в силу различных причин, недоступно естественное усвоение лексико-грамматической системы языка. Таким людям в детстве необходима дополнительная помощь в развитии речи и усвоении норм со стороны родителей и общества. Дети с общим недоразвитием речи относятся к группе маленьких людей, которым трудно самостоятельно усваивать лексику, грамматику и осуществлять речевое планирование. Дом не строится – нет технологий, строительного материала, умений, навыков, плана. Кто поможет малышу? Ответ прост – родители. Они и только они имеют такую эмоционально глубинную связь с ребёнком, что способны передавать информацию наиболее полно и качественно. Задача педагогов – всемерно помогать родителям в этом непростом и добром деле.

Итак, наша задача ясна. Приступим к её выполнению на примере лексической темы «Зима». Представляем вам словарь, достаточный и необходимый для ребёнка 4-5 лет.

Имена существительные :

снег, снежинка, лёд, зима, холод, сосулька, санки, лыжи, коньки, сугроб, лопата, мороз, снеговик, снегурочка, ёлка, дед мороз, шарики, гирлянды, подарки, ледянка, каток, шарф, шапка, варежки, валенки, шуба, куртка, штаны, сапоги, праздник, вьюга, метель, лыжня, горка, снегопад, ветер, медведь, заяц, лиса, белка, берлога, ёж, мышь, нора, шерсть, спячка, рябина.

Имена прилагательные:

холодный, морозный, красивый, большой, маленький, глубокий, твёрдый, мягкий, длинный, короткий, снежный, скользкий, белый, светлый, тёмный, серый, рыжий, сладкий

*Род имени прилагательного в словосочетании и предложении изменяется в зависимости от рода имени существительного, с которым оно связано.

Глаголы:

Идти, падать, кататься, сыпаться, дуть, спать, охотиться, мёрзнуть, гулять, играть, наряжать, украшать, петь, танцевать, праздновать, клевать, грызть

При внимательном рассмотрении можно заметить, что слова из всех трёх групп соответствуют друг другу, то есть из слов трёх групп легко компонуются словосочетания и предложения.

Начальный этап работы состоит в ЗАУЧИВАНИИ имён существительных. Здесь необходимо использовать ПОКАЗ и НАЗЫВАНИЕ. У ребёнка должны сформироваться представления о предметах и их названиях. Нужно показывать предметы и явления в различных вариантах: изображения, натуральные предметы и объекты. Чем больше различных видов наблюдений с называнием и повторением названий предметов и явлений проведёт взрослый, тем лучше ребёнок запомнит новые слова. Память малыша ещё слишком мала, чтобы запомнить все слова с первого раза и помнить их долго, поэтому этой работе нужно уделять внимание ежедневно при любом удобном случае, а также – целенаправленно. Отмечено, что чем больше ребёнок запоминает имён существительных, тем эффективнее происходит процесс дальнейшего запоминания. Память тренируется, и её возможности увеличиваются.

Второй этап заключается в том, чтобы перевести знания в умения. Мы должны научить ребёнка пользоваться словами в желательных для него ситуациях. Для этого взрослый использует ВОПРОСЫ:

- Что это?

- Как это называется?

Желательно употреблять имена существительные в составе элементарной фразы (Это снег. Тут сугроб. и т. п.)

Можно играть в игры «Верно-неверно» (Мама или папа называет предмет, делая намеренную ошибку. Ребёнок исправляет ошибку, «Помоги мне вспомнить» (Мама или папа просят ребёнка подсказать трудное или забытое слово, «Покажи, назови, покажи и назови» (Ребёнок показывает предмет, который называет мама или папа. Ребёнок называет предмет, который показывает мама или папа. Ребёнок сам показывает и называет предмет, «Зимние слова» (Мама или папа выкладывают «дорожку» картинок с изображением предметов и явлений, наблюдаемых зимой. Ребёнок называет все картинки по порядку. Картинки можно менять местами и повторять игру много раз).

Третий этап – этап заучивания глаголов. На данном этапе целесообразно составлять маленькие предложения с уже имеющимися в активе именами существительными. Здесь помогут приёмы ПОКАЗА картинок с ПРОГОВАРИВАНИЕМ предложения-образца. Малыш слушает и смотрит, а потом пытается повторить, например:

Саша лепит снеговика. Оля катается на санках. Медведь спит в берлоге. И т. п. Как видим, речевой актив пополняется предлогами, начинается усвоение грамматических категорий. На этом этапе, как и на первом, очень важное место в работе занимает УПРАЖНЕНИЕ (то есть повторение одного и того же вида работы на различном материале). Родители задействуют всё большее и большее количество сюжетных картинок о зиме, содержащих как простые, так и сложные сюжеты с многофигурными композициями. Нужно учитывать, что объём внимания малыша ещё слишком мал, поэтому целесообразно на таких многофигурных картинах прикрывать отработанные объекты (например, кружочками). Это облегчает малышу задачу и вызывает дополнительный интерес и стимул к выполнению задания.

Когда навык составления простых предложений отработан на картинах, можно перенести его на окружающий мир – составлять подобные предложения по результатам наблюдений. Роль взрослого – подсказывать объекты для наблюдения и предлагать вопросы и инструкции:

- Что делает снегирь? (Наблюдаете, как снегирь клюёт ягоды рябины).

- Что ты видишь на земле? (Наблюдаете снежный покров).

- Расскажи, что бывает зимой. И т. п.

* Чем разнообразнее предлагаемый для наблюдений материал, тем скорее развивается навык составления предложений, тем прочнее усваиваются слова.

Вы стали отмечать, что малыш говорит предложениями, ещё по образцу, ещё с помощью, но это уже речь. Словарный запас расширился, малыш испытывает эмоции и умеет ими поделиться с вами. Самое время перейти к четвёртому этапу.

Четвёртый этап заключается в том, чтобы дать малышу понятие о качествах и свойствах окружающих предметов. Например, снег – это не просто снег. Он может быть холодным (трогаем, белым (сравниваем с другими предметами по цвету, пушистым (трогаем и делаем снежные салюты, мокрым (лепим снежки) и т. п. На данном этапе нашими помощниками являются НАБЛЮДЕНИЕ, НАЗЫВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ. Всё, что подлежит исследованию (потрогал, пощупал, погладил, рассмотрел, попробовал (если можно, подействовал с объектом) должно быть исследовано и названо. Эта работа может превратиться в увлекательную игру, особенно если мама или папа будут придумывать для малыша различные способы исследования свойств предметов и даже проводить с ними опыты (например, опыт замораживания и размораживания воды, выдувания мыльных пузырей на морозе, изучения свойств тёплой одежды и т. п.)

Публикации по теме:

Консультация «Принципы работы с агрессивными детьми для педагога» Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей,.

Консультация для родителей по лексической теме «Домашние животные» Наши спутники и друзья Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней. Нет, это невозможно! Мы.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зима. Снегопад» для детей 4–5 лет с ОНР Тема: Зима. Снегопад. Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления о зиме, явлениях живой и не живой природы зимой. Пользоваться.

Консультация для родителей: «Принципы воспитания современных детей» ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ• Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!Вы не должны говорить свысока с детьми.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры по лексической теме «Зима» Консультация для родителей «Пальчиковые игры по теме зима» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» В. А. Сухомлинский. О мелкой.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Дидактическая игра по математике «Какой знак?» по лексической теме «Зима»Дидактическая игра по математике «Какой знак?» по лексической теме «Зима» Ирина Казакова Лексическая тема Зима. Дидактическая игра: «Какой знак?» Развитое логическое мышление любому ребенку открывает двери в мир.

Приложение к ежедневному планированию по лексической теме «Зима. Зимующие птицы» ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Социально-коммуникативное развитие Этюд «Скажи хорошее о друге» По желанию выбирается ребенок,.

Электронный образовательный маршрут для детей подготовительной к школе группы с ОНР по лексической теме «Зимушка-зима» Электронный образовательный маршрут для детей подготовительной к школе группы с ОНР по лексической теме «Зимушка-зима». Автор: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Работа со словарём по лексической теме «Зима». Принципы, последовательность, значение работы»
Опубликовано: 23 января 2019 в 23:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Работа со словарём по лексической теме «Зима». Принципы, последовательность, значение работы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маслёнкова (УИ 166767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД