Анастасия Таскаева
Консультация для родителей «Профилактика экранной зависимости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: проинформировать родителей о проблемах, связанных с повышенным интересом детей к телевизору, компьютеру, планшету и другим гаджетам; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми и совместному проведению с ними свободного времени.
Задачи:
• активизировать родителей, подтолкнуть их к совместной работе, поиску ответов на вопросы, связанные с проблемой экранной зависимости;
• сформировать представление о негативном влиянии компьютерных игр на эмоционально-волевую сферу дошкольника;
Темочки:
• помочь осознать важность поддержания эмоционального контакта, проведения совместного с детьми досуга во избежание развития у них экранной зависимости.
Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, мяч, заранее подготовленные карточки с вопросами, ручки, буклеты.
Ход занятия
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как защитить детей от экранной зависимости. В последнее время многие из вас обращаются к психологам в связи с наличием этой проблемы. В данном случае под экраном мы подразумеваем телевизоры, компьютеры, планшеты, различные игровые приставки, смартфоны, айподы и прочие гаджеты. (Далее проводится презентация для родителей.)
Презентация для родителей
В наши дни экран очень часто подменяет собой живое общение ребенка с родными: и бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое-многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе, сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами… Однако такое безобидное на первый взгляд увлечение детей «экранным» времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.
Дело в том, что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие: отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; способствуют уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.
Уже возникшую экранную зависимость необходимо начать преодолевать как можно раньше. Еще более правильный путь — не доводить до ее появления.
По данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана. В результате у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, которую дают ему родители и воспитатели, утрачивает желание овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок плохо читает и с трудом воспринимает информацию на слух.
Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в его психике. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку; уводя человека в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями; отдаляя реальность. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни, а под тем, чтобы стать в ней победителем, отнюдь не всегда подразумевается совершение чего-то важного, доброго, благородного, направленного на благо другим (спасение кого-либо, оказание кому-то помощи, сохранение чего-то, практически всегда бывает наоборот (убийство кого-то, завладение чем-либо, разрушение чего-то).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Педагог-психолог: Уважаемые родители! Приглашаю вас в психологическую гостиную. Наша сегодняшняя встреча пройдет в форме практического занятия с применением социо-игрового метода.
Упражнение «Здравствуйте, меня зовут…»
Цели: настроить родителей на взаимодействие, создать комфортную, доброжелательную обстановку, снизить напряженность.
Упражнение-приветствие «Импульс по цепи»
Цели: создание доброжелательной обстановки, сплочение.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, давайте поприветствуем друг друга, передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами.
Далее мы будем работать в командах. Для этого сначала рассчитаемся на «мышку», «флешку» и «планшет» и соответствующим образом поделимся на три команды под названием «Мышка», «Флешка», «Планшет». Затем каждая команда выберет себе капитана, и они подойдут ко мне. (Далее командам раздаются листочки с заданием.)
Задание первое. Команды должны:
• придумать или вспомнить часто возникающую проблемную ситуацию (лучше несколько ситуаций, связанную с игрой на компьютере, планшете и т. д. ;
• сконструировать проблемную ситуацию, связанную с увлечением ребенка просмотром телепередач, и найти выход из нее;
• перечислить признаки экранной зависимости.
После обсуждения вопросов в командах капитаны приглашаются к педагогу-психологу и зачитывают ответы.
Задание второе. Вопросы командам:
• какие проблемы со здоровьем могут возникнуть в эмоциональной сфере, социальной сфере, сфере общения?
• сколько времени можно играть на компьютере, планшете?
Примечание. Время выполнения заданий — 4–5 минут.
Далее капитаны команд снова подходят к педагогу-психологу и зачитывают ответы.
Разминка «Плюсы и минусы»
Цель: снятие напряжения, обсуждение всех плюсов и минусов, связанных с использованием компьютера, планшета, игровых приставок.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, предлагаю всем встать в круг. Мы с вами будем перекидывать друг другу мяч, и те, в чьих руках он будет оказываться, должны поочередно говорить: «Экран — это плюс, потому что… Экран — это минус, потому что…»
Под словом «экран» мы подразумеваем компьютер, планшет, мобильный телефон, игровую приставку и прочие гаджеты. (Далее родителям предлагается снова разделиться на команды.)
Сейчас мы с вами рассчитаемся на «родителя», «ребенка» и «педагога» и разделимся на соответствующие команды (команду родителей, педагогов и детей). Команды выберут себе капитанов, которые подойдут ко мне. (Раздаются написанные на листочках задания.)
Задания:
• команде педагогов: расскажите, как можно использовать компьютер, привлекая детей к полезной, продуктивной деятельности совместно со взрослым;
• команде родителей : расскажите, каким образом можно организовать досуг ребенка (игры, занятия, увлечения, совместные дела, чтобы это времяпрепровождение стало альтернативой занятиям с компьютером, планшетом, телевизором;
• команде детей: расскажите, во что бы вам хотелось поиграть, чем бы позаниматься с мамой или папой (кроме компьютера, планшета, игровых приставок).
Примечание. Ответы должны состоять не менее чем из пяти пунктов. Время выполнения заданий —
4–5 минут. Капитаны снова выходят к ведущему и зачитывают свои ответы.
Упражнение «Подарок»
Цели: создание положительного настроя, позитивное завершение практической части занятия.
Педагог-психолог: Сейчас у вас будет возможность сделать приятное другому человеку — подарить своему собеседнику маленький презент либо большой подарок.
Инструкция. Далее для родителей подводятся итоги по всем заданиям, которые они выполняли в командах. Для этого используются слайды подготовленной презентации.
Рефлексия:
• Что нового вы узнали на этой встрече?
• Что было для вас интересным и полезным?
• Какие трудности вы испытывали?
Педагог-психолог: Уважаемые родители! В использовании компьютера, планшета и других гаджетов, несомненно, есть масса положительных сторон. Мы с вами рассмотрели все плюсы и минусы экрана в жизни наших детей и понимаем, что без компьютера и других средств компьютерной и медиакоммуникации современная жизнь невозможна. Хорошо, что наши дети легко и быстро осваивают компьютерную технику, а наша с вами задача заключается в том, чтобы сделать компьютер помощником и союзником в их воспитании и развитии. Делать это нужно грамотно, продуманно и дозированно. И, конечно же, мы должны уделять больше времени общению с детьми, чаще проводить с ними совместный досуг. Нужно обязательно помочь ребенку найти себе увлечение по интересам, возможностям и склонностям в спорте, музыке, творчестве для гармоничного развития.
Желаю всем вам обязательно достичь успехов в воспитании детей и чаще радоваться этому! (В конце встречи родителям раздаются буклеты.)