Гульнара Трегубова
Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Исследования показывают, что трудности, негативное отношение к учебе появляется уже с первых дней пребывания в школе. Часто это происходит
из-за недостаточной подготовленности. Родители будущих школьников могут выбрать оптимальные средства, которые помогут успешному обучению. Одним из таких средств является развитие мелкой моторики. Различные движения, осуществляемые кистями и пальцами рук, называются тонкой (мелкой, или ручной моторикой.
Публикация «Консультация для родителей „Проблема подготовки детей к обучению в школе“» размещена в разделах
Тонкая моторика-основа развития всех психических процессов, включая память, внимание, восприятие, мышление и речь.
Известный физиолог И. И. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, явление. Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.
Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть не может пуговицы на своей рубашке, ручка не хочет держаться в руке? Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Но это не должно ввергать родителей в панику : слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Многие авторы необходимой задачей подготовки к школе, письму считают развитие ручной умелости. Оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые «обслуживают» и содержательную, и моторную, и двигательную стороны письма. Двигательная основа письма предполагает владение целым рядом умений: сохранение и изменение направления движения руки, плавное и неотрывное движение, координацию.
Затруднения в овладении навыком письма происходит из-за несформированных тонких координированных движений руки. Также техника письма требует хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания, определенной функциональной зрелости коры головного мозга. Поэтому необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического ручного опыта.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительный контроль. Поэтому необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического ручного опыта.
Одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению обоснованно является уровень развития тонкой моторики. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, сравнивать, обобщать. Без достаточного уровня развития тонкодвигательных движений невозможно формирование конструктивной деятельности, которая способствует развитию наглядных форм мышления. Чем выше ее уровень, тем легче формируется правильное звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе.
Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в работе с дошкольниками важнейшее значение. Необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Анализ теоретических подходов показывает, что развитие мелкой моторики действительно является средством подготовки ребенка к школе. В ходе работы по развитию движений решаются задачи развития всех психологических процессов. Различные виды изодеятельности, ручного труда, пальчиковые игры и упражнения – все это способствует успешному обучению.