Шамшур Олеся
Консультация для родителей «Портрет современного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь вокруг, ожидания взрослых и детей, то как воспитывают ребенка в семье, требования в детском саду.
Социальные изменения привели к изменениям психологическим. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кино. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Давайте посмотрим.
Публикация «Консультация для родителей „Портрет современного ребенка“» размещена в разделах
На первое место у детей начала 21 века выходит смысл поступков и действий. Доминирующий вопрос у детей 21 века - "Зачем?" В конце 20 века взрослый сказал и показал, что и как нужно сделать. Ребенок выполняет действия, подражая и доверяя взрослому. У детей был хорошо развит подражательный рефлекс. Ребенок начала 21 века сам учит взрослых. Он готов услышать взрослого после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания. Уже в 3 года они способны ориентироваться на результат и продукт своей деятельности. У детей 21 века преобладает рефлекс свободы, они сами выстраивают стратегию своего поведения.
Почему происходят такие глобальные изменения? Сегодня ребенок поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация не имеет не только какой-либо логической связи или системности, «оглушая», подавляя его индивидуальность, но самое главное, в современной информации стерты границы между «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Ребенок теряется в потоке хлынувшей на него информации, выбирая наиболее легкий путь в жизни: путь потребления, эмоциональную холодность, безразличие к окружающим.
Этот вполне может объяснить нам тот факт, что современный ребенок неспособен концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Обращают на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, это свидетельствует о несформированности определенных мозговых структур ребенка. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение готовности к обучению в начальной школе. Четко фиксируются неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.
Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих.
Отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой 90-х годов, но и началом нового столетия. Образованность в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для этих детей. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать – занимают последние места в этой иерархии.
Современные дети очень много общаются. В социальных сетях и чатах, переписываются по смс и перебрасываются мгновенными фотографиями. Любому человеку «за сорок» такого объема общения хватило бы на неделю. Им – на час. Они растворены в заочной коммуникации, но при этом перестали переглядываться в транспорте, идут по улицам, заперев свои органы чувств экранами, наушниками, капюшонами… На наших глазах вырастает совершенно новая культура человеческого общения, многим из нас дикая, но понятная и органичная тем, кого мы оставляем на этой Земле после себя. Мы можем сказать: «Куда катится мир!» или можем поверить нашим детям, что они меняются вместе со своим веком и перестраивают мир под себя. В этом мире им предстоит стать людьми. И мы можем попробовать стать им полезными в решении этой архисложной, но единственно достойной жизненной задачи.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: изменение мышления, внимания, речи является механизмом адаптации к немыслимым ранее объемам информации; дефицит внимания и гиперактивность идет от многозадачности и иного темпа жизни; дефицит общения, общение в интернете ведет к накоплению социального капитала для будущей жизни; чрезмерное увлечение сетью это лишь отработка навыков необходимых для успеха в условиях нового образа жизни.
Итак, современный ребенок достаточно противоречив. Его основная проблема – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми, в решает разнообразные познавательные задачи, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других. Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.