Бусовикова Мусонова Оксана Викторовна
Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению в школе»
Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению в школе»
[/b]Незаметно подошло время поступления ребёнка в школу. Это большое, значимое событие в жизни каждой семьи: у ребёнка скоро появятся новые, серьёзные обязанности, его главным делом станет учение. Задача родителей помочь ребёнку, чтобы школьную программу, предложенную учителем, он смог выполнить самостоятельно.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к обучению в школе“» размещена в разделах
К сожалению, некоторые родители считают, что при подготовке к школе самое главное научить ребёнка читать, писать, считать и поэтому давят своего ребёнка большой нагрузкой при выполнении заданий в прописях, чтении азбуки и т. д., забывая о том, что ребёнок – маленький и он устаёт, ему хочется играть, общаться, бегать да и просто отдохнуть. Есть такие родители, которые проходят с ребёнком почти всю школьную программу первого класса, не зная правильной методики преподнесения учебных знаний.
В детском саду старших дошкольников подготавливают, воспитывают и внушают, что учёба - это серьёзный труд, каждый день ребёнок узнаёт новое, нужное в учебной деятельности. Будущий школьник должен обладать такими качествами как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость и дисциплинированность.
Чтобы учёба была успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу одновременно со всеми.
Известно немало случаев, детям, относящимся к учению с позиции: «Я всё знаю, всё умею», - становится скучно на уроке, они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе. Им кажется, что в этом вина учителя, раньше хвалили, ставили в пример другим, а теперь и отметка хуже, и отношение к себе, другое. В действительности - причиной становится невнимательность, неумение слушать взрослого и запоминать некоторую информацию.
Непроизвольным вниманием дети обладают в самом раннем возрасте: это внезапный звук, свет, движение, оно помогает ориентироваться в пространстве.
Произвольное внимание появляется, когда человек специально сосредоточивается на чём - либо. Вот тогда и включается воля, умение себя организовать. Детям это бывает трудно, поэтому, чтобы привлечь их внимание воспитатели прибегают к непроизвольному вниманию: хлопнуть в ладоши, ударить в бубен, позвонить в колокольчик, пригласить в «гости сказочный персонаж». Но удержать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, тем более детям. А процесс обучения в школе требует от детей в первую очередь произвольного внимания, которое необходимо тренировать.
Какую практическую помощь первокласснику можете оказать, Вы - родители?
Как быть, если Ваш малыш не видит клеточки, не может отсчитать их, не может поместить цифру в клетку (строчку). Для этого, необходимо дома ежедневно вместе с ребёнком рисовать.
В понедельник, например, фломастером - толстым и тонким сначала «кривулечки», потом дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.
Во вторник- карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить) .
В средувозьмите акварельные краски или гуашь и тонкой кисточкой обведите рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки, а потом мелкие (ягодки или кружочки).
В четверг закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Причём закрашивать нужно самым кончиком кисточки, не прижимая его к бумаге. Так рука и глаза приучаются работать вместе.
В пятницу- присоединиться к ребёнку и предоставить выбор, чем они займутся. А в выходные– отдыхайте: сходите в музей, кинотеатр, на природу, займитесь спортом всей семьёй. Для ребёнка, это будут незабываемые впечатления! Он наберётся сил, а главное - положительных эмоций, что даст ему заряд энергии, желанию познавать новое!
О чтении. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы сразу и поищите книги с крупным, кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте небольшую книгу вместе с ребёнком.
О математике. Выписывайте на почте или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут происходит как бы стыковка математики и русского языка, в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»). А что такое кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую всё вписывают.
Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя, они освоят счёт и задачи.
Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.
Памятка для родителей по подготовке детей к школе
Избегайте больших нагрузок на ребёнка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
Не пугайте ребёнка школой («Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
Не допускайте резких изменений в жизни ребёнка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребёнка, общения с прежними друзьями и т. п. (во время перехода из детского сада в школу).
С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребёнок уже будет посещать школу – заранее (в старшей группе) готовьте ребёнка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и т. п.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение. Оптимизируйте свои родительско-детские отношения: необходимо, чтобы ребёнок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
Содействуйте также оптимизации отношений ребёнка со сверстниками: если у ребёнка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребёнку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребёнка: чем разнообразнее опыт ребёнка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и т. д.).
Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребёнка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребёнка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребёнка уверенность, что он справится с трудностями, добьётся хороших успехов, у него всё получится.
Подумайте, что ещё может оказаться необходимым Вашему ребёнку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения - обратитесь к специалистам и проконсультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
Успехов Вам и Вашим детям в обучении в школе!