Ирина Поддубская
Консультация для родителей «Почему мой ребенок ни с кем не играет»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему мой ребенок ни с кем не играет?
Во время работы монтессори-педагогом группы 0-3 в детском центре, от родителей детей возраста 1,5-3 мне приходилось слышать такой вопрос: почему мой Федя не играет ни с кем, сидит в сторонке, и вообще нормально ли это?
Попробую ответить комплексно:
Во-первых, в детской психологии есть понятие форм общения детей со сверстниками, также как и со взрослыми, характерных для конкретного возраста.
Так вот до 4 лет у детей еще нет потребности в совместной игре, в сотрудничестве. Дети до 4 лет проявляют себя в эмоционально-практической форме общения со сверстниками. Это значит, что, как вы могли наблюдать, дети не играют вместе, а играют рядом. В этом возрасте дети не видят в другом ребенке его чувств, его потребности и желания. Они только стремятся привлечь внимание к себе, самовыразиться и вовлечь других в свои забавы. То есть вот один начал веселиться, все начали. А со стороны выглядит, как совместная игра. Но, буквально их можно отвлечь каким-то интересным предметом, и они тут же переключат внимание. До 4 лет ребенок ориентирован на взрослого, на взаимодействие с игрушками, материалом.
Во-вторых, почему еще может прийти ребенок и просто 40 минут-час сидеть в сторонке на коврике. Для некоторых детей обязателен сенсорный контакт: визуалы, аудиалы. Они учатся зрительно или на слух.
Вот он пришел, сел на коврик и сначала присматривается, наблюдает за другими: какое настроение, кто в хорошем настроении, кто плачет, кто, чем занимается. А когда они привыкли, освоились с этой остановкой, сбалансировали себя, то они уже могут найти себе занятие. Они могут заняться одним, другим, они уже стороны посмотрели, разобрались, как это работает, и легко переключаются с одной деятельности на другую.
Или вот например, в моей практике были такие дети. Мама беспокоится, что Инночка, 2,5года, на видео ни с кем не играет. А Инночка пришла в группу, села в кресло и слушает, наблюдает. Я прозвонила в колокольчик, значит необходимо прибираться и идти в круг. Тут Инночка встает и громко говорит: так, детки, собираем игрушки, надо идти горку двигать, Лика, идем, круг начинается. Она это слышала от педагога. И ей так нравится.
Есть еще дети, выраженные интроверты или экстроверты. Последние настроен на детей, таким можно сказать: в садике тебе будет весело, там друзья. А есть те, которые устают от общения детьми, их этим не заинтересуешь. Их внимание можно переключать на взрослого: будешь Ирине Валерьевне помогать. Кстати, такому ребенку будет полезно пойти в группу, где дети будут младше по возрасту, потому что этим деткам точно еще пока не интересно, нет, потребности в совместной игре.
Надо понимать, что бывают такие дети и такое возможно в вашем случае.
Наконец, ребенок может избегать общения с другими детьми в зависимости от того, какой опыт общения у него сложился:
- как часто он вообще с рождения проводил время с другими детьми, на детских площадках, вспомним времена ковида, или просто у нас зима по полгода, где уж тут общаться;
- если что-то произошло в жизни, например, это вы напугали его, сами боялись других деток, что они его обидят, сами уводили подальше от площадок или садились отдельно;
- или может это реально произошедшее, какое-то травмирующее событие: отобрали игрушку, толкнули, и это на долго запомнилось, что дети опасны.
Всё это решаемо. Необходимо понимать, что общение - это навык. Так же и для взрослых: если взрослый человек долго не будет общаться, например, мама в декрете, то навык утрачивается. И этот навык можно и нужно развивать.