Светлана Глущенко
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку заговорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Что делать, если ребёнок не говорит в 2 года или плохо говорит, но всё понимает. Что он должен говорить в возрасте 2-2,2 лет, как разговорить его и выявить отклонения от нормы.
Двухлетний малыш, речь которого развивается в соответствии с возрастными нормами, использует её, как средство общения. Если ребёнок в 2 года не разговаривает, большинство родителей обоснованно начинают тревожиться, подозревая задержку развития речи. Учитывая индивидуальное развитие каждого малыша, нормы применимы к возрасту от 2 лет до 2 лет и 2 месяцев. Произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков. Но поскольку органы артикуляции ещё недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет неправильно произносят звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р». Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. У двухлетних детей невелик словарный запас, но они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, могут употреблять облегчённые слова вроде «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть». Также используются единственное и множественное число существительных (кубик — кубики) и уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик). Слова в предложениях часто не согласованы, когда он говорит фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома — «домы», красивая кофта — «красивый кофта», коврик — «ковёрчик», то это нормально.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребёнку заговорить“» размещена в разделах
В 2 года ребёнок должен говорить короткими фразами из 2–4 слов и уметь задавать вопросы, например, «Что это?». Он не только сам задаёт вопросы, но в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию.
Детям двух лет доступно выполнение несложных просьб, состоящих из 2–3 этапов. Например, «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол».
Несовершенство произносительной стороны речи двухлетнего малыша – нормальное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные.
Если с малышом занимаются, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.
Ребёнок в 2 года не разговаривает: что делать?
Почему ребёнок не разговаривает в 2 года:
• Последствия родовой или черепно-мозговой травмы;
• Нейроинфекции, частые простуды и болезни;
• Ребёнку уделяется мало внимания, имеется дефицит общения.
Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.
Если в 2 года наблюдается полное отсутствие речи у ребёнка — необходимо посетить невролога!
Если ребёнок не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог-дефектолог.
Если у родителей есть подозрение, что речь малыша не соответствует норме, лучше доверить оценку детской речи специалисту. Прежде всего, нужно получить консультацию детского невропатолога, после посетить логопеда или дефектолога.
Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к педиатру или невропатологу для предварительной оценки нормы и патологии. С возраста 2,4 месяца можно приходить к логопеду. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат. После этого срока что-то исправить уже сложнее.
Основания для обращения к логопеду:
• Ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
• Он говорит на одному ему понятном языке, и ему безразлично, что его не понимают;
• Речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития от нормы. Например, имеются только лепетные слова и звукоподражания, что уместно в 1 год;
• Ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
• У малыша неразвита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
• Речь была, а потом пропала;
• Ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.
Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – обратиться к специалисту для прояснения ситуации.
Бытует мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5–5 лет. Это правильно для коррекции фонетического недоразвития речи. Если ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.
Если ребёнок не говорит в 2 года, безответственно опираться на советы знакомых и ждать возможного скачка речевой активности. Не нужно читать советов на форумах и надеяться на чудо: «У нас тоже молчал-молчал, а потом как заговорит! Папа его тоже долго не разговаривал, и ничего, всё нормально…». Кто-то ждёт так до 3-4 и даже 5 лет, после чего только логопед уже не поможет.
Есть несколько способов как помочь ребёнку заговорить в 2 года, но у них один принцип — создавать для малыша ситуации общения, чтобы активная речь развивалась. Не предупреждать его желания, а вынудить выразить просьбу словами, стараться разговорить его.
Например, если мальчик хочет машинку, показывая на неё пальцем, сделайте вид, что не понимаете и дайте соседнюю игрушку. Когда он покажет своё недовольство, удивитесь. Так можно играть часто, в итоге малыш будет вынужден описать необходимый ему предмет. При этом важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений.
Аналогично можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика.
Покупая новую игрушку, обязательно рассмотрите её вместе с ребёнком, называя части, показывая как с ней играть, проговаривая все свои действия.
Если ребёнок в 2 года не разговаривает, но всё понимает, необходимо вынуждать его говорить!
Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного вокруг. Не просто показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. Например, «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.
Чаще читайте малышу доступные его пониманию сказки, стихи, прибаутки, сопровождая чтение показом красочных иллюстраций, болтайте с ним по любому поводу. Пусть ребёнок договаривает окончания строчек, повторяет фразы героев сказок. Постоянное внимание к речи двухлетнего ребёнка поможет преодолеть речевое отставание, если оно имеется.
13 способов научить ребенка говорить.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к двум годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша.
Способ 1 — уберите то, что мешает
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день, позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.
Способ 2 — расширяйте словарный запас
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
Способ 3 — делайте уроки веселым.
Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.
Способ 4 — зарядка для языка
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку, игры в волшебный мешочек (вытаскивать предметы по одному, нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
Способ 7 — введите в режим чтение
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
Способ 9 — выключите компьютер и телевизор
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Способ 10 — немного хитрите
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить.
Способ 11 — никаких упрощений
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика». Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина»! Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?
Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!
Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
1. Заведите книжку для чтения
Это не шутка. Читать можно по-разному. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.
2. Сократите репертуар
Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.
3. Используйте в своей речи одни и те же слова
Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».
4. Выводите ребенка на речь
Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».
Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.
5. Говорите только на одном языке
Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.
6. Где игрушки?
Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.
7. Не прекращайте развивающие занятия
Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.
8. Музыкальные занятия
Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.