Алла Богданова
Консультация для родителей «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по теме :
"Автоматизация звуков с помощью
игровых приёмов"
Уважаемые родители, тема сегодняшней консультации «Автоматизация звуков».
Выбрала я эту тему конечно не случайно, а исходя из того, что звуки у детей получаются
четкими, а в произвольной речи ребенок эти звуки произносит искаженно. Это значит, что
Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов“» размещена в разделах
процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой
«автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий
автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по
автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.
(Результаты по постановке звуков детей)
Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу
несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда,
когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс
введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать
изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и
предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.
Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции
звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя :
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый
речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с
ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой
материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения
эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются
различные игровые приёмы.
2. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков
Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более
увлекательной?
Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в
речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации
звука, меняя речевой материал.
Условно я разделила эти приёмы на четыре группы :
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
Упражнения:
1. Игры автоматизацию изолированного звука.
«Будем рисовать речку» (С, «Сейчас мы с тобой будем рисовать змейку» (Ш) – рисуем
змейку и долго тянем звук ш-ш-ш…
«Мы будем рисовать спиральку», (С) – тянем веревочку и где остановились,
завязываем узелки или рисуем спираль и ставим точки.
Электронные игры – для закрепления изолированных звуков.
2. Игры автоматизацию звука в слогах.
Рисуем руку с гласными звуками – при произнесении слогов нажимаем на нужный
гласный звук.
- Ша- шо – шу- ше- ши-шэ
- аш-ош-уш-ыш-иш
- аша – ашо-ашу-аши
-шапка –шов – шум – шина
Игра: «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет
заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
- «Скажи слог аша столько раз сколько я хлопну в ладоши (3);
- «Скажи слог шта столько раз столько раз сколько я хлопну в ладоши( 4)
- «Скажи слово шапка столько раз сколько я хлопну в ладоши (2);
- «Скажи слова Маша столько раз сколько я хлопну в ладоши (3);
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч,
повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Ша-ша-шо
Шо-шо-шу
Ши-шу-ши
(Эта игра развивает фонематический слух)
3. Игры со словами (продуктивная деятельность).
Рисование забора для слона Придумай слово на звук (С) и нарисуй одну палочку у
забора.
(Сначала слова придумывает ребенок, потом родитель ему помогает – у каждой команды
разного цвета карандаши)
«Назови ласково»
шапка – шапочка, мешок – мешочек, Маша – Машенька, Мишка – Мишенька, шкаф –
шкафчик, вишня – вишенка, мышь – мышка, Даша – Дашенька, шишка - шишечка
«Один – много»
шапка – шапки, шина – шины, мышь – мыши, кошка – кошки, мешок – мешки, шубы –
шубы, бабушка – бабушки, машина- машины и т. д.
«Магазин» «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только
предметы, у которых в названиях есть звук «Ш». Можно спросить у ребенка, где звук Ш
слышит, в начале слова, в середине или конце слова.
«Слово –шаг» ( правила игры: если слово повторилось или произнес ребенок
неправильно, в том случае ему придется вернуться на шаг назад)
«Счет от 1 до 7» «шуба», «мешок»
«Логопедическая ромашка» - Собери ромашку на звук «Ш», отвернись и назови все
картинки на ромашке».
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать
их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен
рассказать обо всех изменениях.