Климова Ирина Михайловна
Консультация для родителей по развитию речемыслительной деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления с речью, находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами, то есть мы не можем мыслить, не произнося ни слова. С помощью специальных приборов, регулирующих мышечные сокращения, отмечено, что во время протекания мыслительного процесса отмечается движение голосового аппарата, хотя человек этого не замечает.
Публикация «Консультация для родителей по развитию речемыслительной деятельности у дошкольников» размещена в разделах
Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух.
Не смотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена не одно и тоже. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому служит возможность высказывания одной и той же мысли разным словами, а так же то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то, что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящее слово. Однако, знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить.
Таким образом, на практике мышления, как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах. В том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение общение, необходимая коррекционная речевая деятельность, то есть все то, чем ребенок занимается до школы, развивает у него мыслительные операции.
Нормальное, (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания, мышления.
Упражнения, развивающие мышление и речевое развитие.
1. Подберите обобщающее понятие.
Морковь, капуста, картофель, лук – овощи
Лето, зима, весна, осень – времена года
Яблоня, береза, тополь, сосна - деревья
Кукла, машинка, юла, конструктор – игрушки.
2. «Закончи предложение»
• На участке детского сада все растения летом засохли, потому что…
• Башня, которую строил мальчик, развалилась, потому что…
• С Сашей никто из детей не хотел играть, потому что…
• Солнце сильно греет, потому что…
• Мама улыбнулась, потому что
• Машины резко затормозили…
Обсудите с ребенком, в чем здесь ошибка?
1) У бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные.
Сравниваются разные свойства: цвет и качество (прозрачность).
2) Лягушка зеленая, а крокодил большой.
Сравниваются разные свойства: цвет и размер.
3) Дерево высокое, а куст красивый.
Сравниваются разные свойства: высота и красота.
4) У Наташи платье голубое, а у Светы короткое.
Сравниваются разные свойства: цвет и длина.
5) У Тани карие глаза, а Вика курносая.
Сравниваются цвет глаз и форма носа.
6) Эта горка пологая, а эта высокая.
Сравниваются разные свойства: высота и крутизна.
7) Карлсон толще, а Малыш моложе.
Сравниваются разные свойства: толщина и возраст.
8) Помидор красный, а перец горький.
Сравниваются разные свойства: цвет и вкус.
9) У Мальвины голубые волосы, а у Буратино длинный нос.
Сравниваются совершенно разные части тела.
10)Незнайка низкого роста, а Знайка очень умный.
Сравниваются разные свойства: ум и рост.