Наташа Минеева
Консультация для родителей по организации проектной деятельности в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей по организации проектной деятельности в домашних условиях» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Проектная деятельность. Консультации для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Эксперименты классифицируются по принципам проведения:
- По характеру: эксперименты с растениями и с животными, с объектами неживой природы, а также опыты, объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в комнате, на улице, и т. п.
-По количеству участников: коллективные, индивидуальные, групповые.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые по ситуации, систематические (проводимые по плану).
- По продолжительности (краткие – по 5-15 минут, длительные – свыше 15 минут).
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные и обобщающие.
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.
- По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.
Домашняя лаборатория.
Ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ: «Что быстрее растворится» : морская соль; пена для ванны; хвойный экстракт; кусочки мыла и т. п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует и у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Желаем Вам творческих успехов!
Памятка для родителей по созданию проекта с дошкольником в домашних условиях
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :
Участие в проектной деятельности – сложный труд. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ребёнка, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.
Суть метода проектов –стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Действия родителей по созданию проекта в домашних условиях :
Выбор и формулировка темы проекта : помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей, записать их на листе бумаги, выбрать лучшую идею и попросить обосновать свой выбор.
Разработке плана и структуры выполнения проекта : помогите спланировать работу с учётом занятости детей. Помогите в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
Реализация проекта : разделите всю работу на небольшие части и определить срок выполнения каждой; помогите изучить необходимую литературу по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, посоветуйте ребёнку дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.
Презентация проекта. На этом этапе вы можете помочь провести последнюю проверку, прорепетировать выступление, снять волнение перед выступлением.
Рефлексия: работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Обсудите с детьми, что можно было сделать самим, без помощи родителей.
Работая вместе с ребёнком над созданием проекта, вы не просто помогаете ему выполнить работу, а становитесь главным помощником, советчиком, другом для ребёнка. А это очень важно!