Трегубова Оксана Валентиновна
Консультация для родителей по формированию культуры общения с людьми с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по формированию культуры общения с людьми с ограниченными возможностями «Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями».
Надо ли обучать дошкольников правилам этикета? Можно ли добиться от ребенка выполнения правил поведения, установленных в обществе? Да и от чего зависит его поведение: от воспитания или от врожденных качеств?
Публикация «Консультация для родителей по формированию культуры общения с людьми с ограниченными возможностями» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для родителей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Что же такое этикет? Это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства, быть вежливым и тактичным.
В настоящее время основными правилами этикета можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение, поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
В последнее время мы очень часто слышим такое понятие как «инклюзивное образование». Так что же это такое? Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях, школах.
Наше государство уделяет этому вопросу большое значение, но если мы - взрослые, общество - не будем уделять внимание людям с ограниченными возможностями, то и государство будет бессильно, так как первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду. Поэтому мы все должны быть готовы к встрече, к общению с такими людьми.
Когда мы встречаем больных людей или людей, имеющих физические недуги, то сострадание, конечно же прекрасно, однако, важнее не способность к сопереживанию, а умение увидеть в инвалиде личность, человека, обладающего характером, манерами, которые можно тонко почувствовать и по достоинству оценить, а, следовательно, общаться с ним, не замечая физических недостатков или не обращая на них внимания.
Если ребенок маленький, то его первой реакцией при встрече с человеком с ограниченными возможностями, будет удивление. Он может выпалить что-то относительно увиденного. Взрослому следует тихо сказать, что он позже ему все объяснит. Не нужно вдаваться в подробности и разъяснения о том, что произошло. Если же человек все-таки услышал вопрос, то вы должны быстро извиниться за его несдержанность.
Люди с физическими недостатками стараются вести обычную жизнь. Они не хотят привлекать к себе внимание, жаловаться на свою ситуацию.
Не следует уравнивать физические недостатки с умственными. Ведь человек с проблемами слуха может иметь прекрасные умственные способности.
Если с вашими детьми занимается ребенок с физическими недостатками, то педагог должен добиться понимания детьми состояния этого ребенка (в силу возрастных особенностей, привить уважение к нему.
Может он не может самостоятельно ходить, но он прекрасно видит, хорошо слышит и понимает. По своему восприятию окружающего мира он такой же, как все, мечтает и надеется, что со всеми может подружиться. И если он передвигается на коляске (пока, то трогать ее без его разрешения нельзя. Он полностью от нее зависит, он даже считает ее частью своего тела.
Как же следует вести себя в присутствии инвалидов-колясочников?
-установите зрительный контакт на одном уровне;
-старайтесь без разрешения не трогать коляску, ведь это его ноги;
-не относитесь к инвалиду как к больному. Человек, не имеющий возможности ходить, может иметь хорошее здоровье.
-не надо думать, что он никогда не встанет с коляски, коляска лишь вспомогательное средство передвижения;
-пустую коляску можно перемещать только с разрешения владельца, отсутствие коляски может сильно психологически испугать человека, пользующегося ей;
-расставьте мебель так, чтобы коляска свободно перемещалась;
-не используйте коляски для баловства, не следует, например, кататься на колясках, используемых в приемных покоях.
Как следует вести себя в присутствии человека со слабым зрением?
-войдя в помещение, нужно поздороваться и обозначить свое присутствие. Уходя, следует предупредить об этом;
-при движении следует поддерживать плохо видящего человека;
-показывая направление, следует давать пояснения;
-ведите себя с ним как со зрячим, если человек не высказывает никаких просьб, не следует выполнять за них какие-либо бытовые операции, можно подсказать, где что стоит;
-лучше спросить, если не уверены, насколько человек нуждается в помощи;
-не отвлекайте собаку-поводыря. Собака отвечает за своего хозяина каждую секунду, ее нельзя гладить или подзывать к себе, от этого пса зависит жизнь человека.
Догадаться, что человек имеет проблемы со слухом, порой очень сложно, так как этот физический недостаток не имеет внешних признаков. Некоторые, обнаружив, что человек глухой, смущаются и отходят в сторону. Так как же вести себя в присутствии людей с ослабленным слухом, не оскорбляя их чувств?
-внимание слабослышащего привлекают, тронув его за плечо или помахав рукой;
- во время разговора смотрите на собеседника, следите, чтоб ваше лицо было хорошо видно. Не следует чрезмерно артикулировать;
- говорите с обычной громкостью, слуховые аппараты искажают громкие звуки;
- повторите то, что вы услышали от собеседника, наберитесь терпения и понимания – общение может занять больше времени, чем обычно;
- воспользуйтесь ручкой и бумагой, если иное общение невозможно;
- не стоит недооценивать значение мимики. Если человек не умеет читать по губам, он прекрасно понимает, что улыбка – это знак доброжелательности, а поднятые брови означают вопрос.
Возьмите за правило не употреблять в своей речи слова: «калека», «немощный», «недоразвитый» и другие определения подобного рода. Следует использовать уже устоявшееся выражение «люди с ограниченными возможностями». Помните, какие бы физические недостатки ни были у человека, он прежде всего остается личностью.
В нашей «беседе» мы затронули лишь некоторые аспекты общения с людьми с ограниченными возможностями. И если вы – родители – почерпнули что-то новое, усвоили это и будете применять свои знания в жизни, это значит, что первый этап пройден, ведь одним из условий формирования навыков культурного поведения у ребенка является пример взрослых, пример для подражания. Именно вы являетесь своеобразным образцом. Ребенок оценивает вас и ваши поступки. Не разочаровывайте его и вы не разочаруетесь в них.