Любовь Нестеренко
Консультация для родителей «Переутомляемость детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.
Ребенок, живущий в двадцать первом веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, гаджеты, детский сад, книги, родители и воспитатели. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 6-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.
Публикация «Консультация для родителей „Переутомляемость детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Когда ребенку 5—6 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 14—16 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психологического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки,рисование, лепку, конструирование или что-то иное.
Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.
Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—7 лет!
В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают ходить в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игры и детского творчества не оставалось.
Сыну моих знакомых было чуть больше 3-х лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: гимнастику, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-то делать. Он громко кричал, истерил, разбрасывал вещи и игрушки,совершенно не слышал и нее слушался взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.
Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.
Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.
Продолжительность занятий в дошкольном возрасте
В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.
Что такое переутомление и как его заподозрить
Всем знакомо чувство, когда после значимой для нас нагрузки мы устаем: на какое-то время снижаются силы, активность, может появиться сонливость, может нарушаться внимание или возникать некая неловкость в движениях, раздражительность. В таких ситуациях достаточно отдохнуть, сменить вид деятельности, полноценно поспать, и ты уже готов вновь заниматься привычными делами.
Но когда высокая нагрузка становится регулярной, это приводит к истощению внутренних резервов. Особенно это касается детского организма: дети обладают более высокой способностью к восстановлению своих ресурсов, однако для того, чтобы устать, уровень нагрузки требуется гораздо более низкий, нежели для взрослых.