Екатерина Яковлева
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, первые три года которого выделяются в особый период, называемый периодом раннего детства.
Р. С. Немов данный период жизни ребенка выделяет как наиболее важный для его дальнейшего психологического развития в связи с ключевыми приобретениями прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью: «…Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения….» [2].
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
Н. М. Аксарина выделяет следующие физиологические и психологические особенности развития детей раннего возраста [1] :
1. Интенсивный темп развития для физического и нервно-психического развития детей, особенно первых двух лет жизни.
формируются все виды внутреннего торможения, динамические стереотипы;
развивается вторая сигнальная система (к концу 1 г.);
овладение всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев к 3 годам;
приобретение много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентировки в форме, цвете, величине предметов;
увеличение активного словаря: в 1 год – 10—12 слов, в 2 года – 200—300, а в 3 года – до 1500 слов;
развитие мышления (сравнение, нахождение сходства, обобщение, элементарные умозаключения);
быстрое развитие психических процессов внимания и памяти, а на 3-м году — и воображения;
в зависимости от условий воспитания быстрое формирование различных навыков к 3 годам (как положительные, так и отрицательные);
развитие многих видов деятельности (детские игры, наблюдение, конструктивная и изобразительная деятельность и др.);
закладывание эмоциональной основы личности: 1) различная реакция на происходящее и различное отношение к окружающему, 2) проявление многих свойственных человеку эмоций, 3) установление различных взаимоотношений со взрослыми и закладывание основных черт характер, элементарных нравственных качеств личности.
2. Сильная взаимосвязь физического и психического развития ребенка.
Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — раздражительность, вялость, быстрое утомление.
3. Высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость, а также богатый потенциал (возможности) развития у здорового ребенка.
4. Ведущее значение эмоционального состояния в развитии и поведении. Оно сохраняется на всем протяжении раннего детства, и является лабильным.
5. Врожденная сенсомоторная потребность (потребность получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения).
6. Высокая потребность в общении со взрослым, наравне с органическими потребностями.
7. Необходимость в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.
8. Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков.
9. Физическая и психическая ранимость детей этого возраста (более частый отдых, частая смена разных видов деятельности, большая утомляемость)
10. Процесс развития скачкообразен и неравномерен (период бодрствования, количество слов, переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др.)
11. Более длительный латентный период реакции детей раннего возраста (время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка)
К особенностям высшей нервной системы детей в раннем детстве можно отнести следующие:
o Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но медленно закрепляются и недостаточно устойчивы.
o Быстрое повышение работоспособности нервной системы, но сравнительно малая выносливость.
o Неуравновешенность двух основных нервных процессов: преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.
o В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций (много лишних движений)
o На поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность не только кора головного мозга, но и подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние.
o Сравнительно слаба подвижность нервных процессов – ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие, но у них легко возникает внешнее торможение.
o Преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.
Общая характеристика развития ребенка от 1 года до трех лет показывает, что этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Есть 3 фундаментальных жизненных приобретения ребенка в раннем детстве : 1) прямохождение (обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации); 2) речевое общение (позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре); 3) предметная деятельность (непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения). Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека. Таким образом, первые 3 года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку.
Несомненно, что главной задачей воспитания является как можно полное использование богатых природных возможностей ребенка, и при этом без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильный отбор наиболее существенного, значимого для данного возраста детей. Считаю, что в связи с этим большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению, который труден для формирующейся нервной системы ребенка.
Следует принимать во внимание главные особенности детей раннего возраста : во-первых, они отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния, поэтому обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — это важные задачи педагогики раннего детства. Во-вторых, быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время и т. п., так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.).
Использованная литература:
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Н. М. Аксарина. — М. : Медицина, 1977. Режим доступа : https://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy.html
2. Немов, Р. С. Психология [Электронный ресурс] : учеб. : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования. / Р. С. Немов. – Режим доступа : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/02.php